Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

26
Янв

Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»:Ваэра 5780

Р.Йосеф Скляр

Нет ничего нового под солнцем.

Однажды Тора научила нас приметам освобождения.

Безусловно, у выхода из Мицраима мог быть другой сценарий. Однако состоявшийся, «классический», — как пример нашего грядущего, столь желанного и долгожданного, окончательного освобождения!

После смерти сыновей праотца Яакова, рабство стремительно начало набирать силу. Свободный и гордый народ оказался в очень непривычных условиях! «И поработили мицрим сынов Исроэля  тяжкой работой. И делали жизнь их  горькою трудом тяжёлым над глиною и кирпичами  и всяким трудом в поле, всякою работою к которой принуждали их с жестокостью. (Шмот, 1:13-14).  А их угнетатели скатились до бессердечности и  изощрённого садизма!

Остаётся у порабощённых единственный выход: сделать тщуву, поднять глаза к Небу, и молить о спасении. Что они и делают, причём, очень успешно! Не зря, отметили мудрецы, что указы Паро повлияли на их раскаяние эффективнее, чем сорокалетние увещевания Моше-рабейну в пустыне…

Ответ на крики, стенания, вопли и плач  получен незамедлительно. Из-за границы приходит солидный, уверенный  человек, произносит долгожданное пакод йифкоди они признают его спасителем, потому что ещё жива долгожительница, Серах, дочь Ашера, подтвердившая наставления праотца Яакова, что эти слова  произнесёт истинный избавитель.

С ликованием и радостью все ждут его возвращения из дворца Паро, куда ушёл он вместе с братом Аароном и старейшинами, чтобы узаконить конец рабства. Первая попытка оказалась неудачной: братьев выставили из дворца, и Моше, вообще, на время покидает Мицраим. 

И эта неудачная попытка — освободить народ — развязала Паро руки, и он обрушил на взбунтовавшихся рабов всю силу своего гнева, в результате чего, они становятся безразличными к освобождению,  полностью игнорируют вестников свободы и даже упрекают их и  угрожают им! Тяжёлая ситуация допущена Свыше, чтобы испытать еврейские сердца и выявить тех, кто всё-таки верит в освобождение и искренне его желает. Именно они с радостью встречают вновь объявившегося Моше, и с ещё большей надеждой во второй раз  ждут возвращения братьев из царского дворца!

Но те, кто провожают своих вождей на очередную встречу с Паро, вряд ли, предполагают,  какое испытание им предстоит пройти. И суть этого испытания — устоять в издевательствах, насмешках и презрении, которые  на них выплеснули во дворце и царь, и его придворные.

Уметь сдержать себя и не отреагировать на публичное унижение, — качество, которое так необходимо руководителям жестоковыйного народа в сорокалетнем странствии по пустыне. И трудно им было устоять в этом испытании уже потому, что они чувствовали значимость  Того, Кто их послал к царю и защищает. Чем больше проявляется сила Создателя,  тем труднее  соблюсти Его повеление: «Хоть Паро — и злодей, ведите себя с ним достойно, ибо он — владыка!»

Уже первое чудо, совершённое Создателем для них, могло вскружить вождям евреев головы.

Об этом рассуждает в книге «Алейну лешабеах»  рав Ицхак Зильберштейн. Он пишет:

Рав Ицхак Зильберштейн

«Рассказывает мидраш, что во дворце  Паро  было четыреста ворот, которые охранялись львами, медведями и другими злыми животными. Туда можно было зайти лишь тогда, когда их покормили мясом. Многочисленные охранники, придворные, и сам царь стали свидетелями чуда, когда эта огромная армия животных самым смиренным образом, облизывая ноги вождям евреев, проводила их до самого царского трона!

Осмыслим происшедшее. Тора не рассказывает об этом чуде ни по пшату, ни даже намёком. Но почему? Неужели оно не столь впечатляющее, как превращение воды в кровь, или посоха в змею?! Ведь тот, кто спасся из пасти льва, должен произнести благословение.

Сказано в Талмуде в трактатах Шаббат (стр.131, лист бет) и Санедрин (стр.38, лист бет), что не терзает лев человека, пока тот не выглядит, как животное. Поэтому видим, что львы не только не  тронули великих праведников, Моше и Аарона, но и провели их к самому трону царя…»

Отсюда вывод: их праведность свела на нет опасность от сближения со страшными животными, поэтому и не нужно благословлять за спасение! Отметим, что понимание своих заслуг, не вскружило великим братьям голову и не ожесточило их сердца. И устояли они в повелении отнестись к Паро, как ко владыке!


Оставить Комментарий