Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Мишпатим 5780
Глава «Мишпатим» информирует нас о множестве законов, определенных Торой, как о логическом продолжении Десяти Заповедей! И это можно выучить из комментария Раши на первый стих главы: » И вот законы, что изложишь перед ними» (Шмот, 21:1):
«Везде, где сказано «веэле» (и вот) — намек на присоединение к предыдущему: как предыдущие десять речений-заповедей с Синая, так и эти с Синая».
Остановимся на осмыслении одной из пятидесяти трех заповедей, упомянутых в Мишпатим: «Если похитит муж быка или агнца и заколет его или продаст его, пять из крупного скота заплатит за быка, и четыре овцы за агнца» (Шмот, 21:37). Похититель определяется, «как вор», и мудрецы рассматривают, при каких обстоятельствах еврей попадает в эту категорию; размышляют, какие действия человека названы «воровством»; говорят о разновидностях воровства, о наказании за посягательство на частную собственность еврея.
Обсудим действия, подпадающие под категорию воровства, и скажем об ответственности за них:
Итак, кто он — вор?
Это тот, кто берет чужое имущество потихоньку, скрытно, так, что хозяин не знает об этом. Потихоньку — это значит без ведома хозяина. Например, он запускает руку в чужой кошелек и берет оттуда деньги, а хозяин не видит этого. То есть, карманный вор является частным случаем вора. Или взломщик, который залез ночью в чужую квартиру, магазин, склад, предприятие, учреждение и т. п. — это вор.
Добавим еще одну разновидность воровства: находка относится к той категории, что нашедший обязан ее вернуть, а он ее присвоил, то это, конечно же, воровство. Зависит от того, как поднимают находку: если — сразу с целью забрать себе, — воровство. Поэтому, закон обязывает чужую вещь вернуть, а если и не вернул, зная кому она принадлежит, — вор. Также и с вещью, отданной на хранение, законным образом, о которой потом говорят, что она украдена, с целью присвоить её себе! То есть, преднамеренно переправляет в свой карман незаконным образом то, что ему не принадлежало…
Похитил чужое имущество тайно, без ведома хозяина — это самое настоящее воровство. Но, если он взял в открытую, при людях, силой, то это не вор, а грабитель. И поэтому вооруженный разбойник, который украл, является не грабителем, а вором. Сравним две категории преступников -«вор» и «грабитель» — через наказание, определенное законом за их деяния:
Если два свидетеля находят украденный предмет среди вещей какого-то человека или в его владениях, то вор должен вернуть хозяину украденный предмет и, кроме того, выплатить ему сумму, равную стоимости предмета. Если украденный предмет нельзя восстановить, то вор должен уплатить двойную стоимость украденного предмета. Этот закон относится только к вору, совершившему кражу втайне. Грабитель, который крадет средь бела дня, должен лишь вернуть украденное, но не обязан платить вдвойне. Вор считается худшим из двоих. Своим скрытым действием он показывает, что боится лишь людей и не боится всевидящего ока Всемогущего.
Обратим внимание еще на одну важную деталь: Вор, который сам признался, что украл, платит основную стоимость, или возвращает (если вещь сохранилась) и освобожден от двойной платы. Как сказано: “В соответствии с тем, как приговорят судьи — заплатит вдвое”. То есть, нужно, чтобы судьи приговорили. А тот, кто сам себя приговаривает, тот не платит вдвойне. И это общее правило, относящееся ко всем категориям штрафа. Тот, кто признается в преступлении, влекущем штраф, освобожден от штрафа. Если еврей (без суда) приходит к (потерпевшему) человеку или к судьям и говорит, что украл и сожалеет об этом, — ему говорят: “Украл и верни”. И все, никакого приговора.
«Тора осуждает как вора не только того, кто крадет имущество, но и того, кто ведет себя как обманщик по отношению к другим.
В эту категорию включаются:
— Человек, который принуждает другого принять приглашение на обед, хотя в душе он не хочет, чтобы тот был его гостем.
— Человек, предлагающий другому подарок, зная заранее, что тот не будет принят.
— Продавец, нечестный в том, что касается мер и весов.
— Продавец, смешивающий качественные товары с менее качественными и тем самым вводящий покупателей в заблуждение.
Человека, который действует обманом, Тора называет вором. Мы видим это на примере Авшалома, сына царя Давида.
Авшалом, сын Давида, стремясь стать царем, восстал против отца. Он, бывало, вставал рано утром и становился у входа в бейт-дин. Когда кто-либо приходил на суд царя Давида, Авшалом вступал с ним в разговор и спрашивал: «Из какого города ты пришел?» Человек отвечал, и тогда Авшалом лукаво говорил ему: «Твоя просьба справедлива и правильна, но никто в царском суде не прислушается к тебе. Если бы меня сделали судьей в стране и все приходили бы ко мне, я бы позаботился, чтобы справедливость восторжествовала для всех!» Когда кто-то подходил к Авшалому, чтобы поклониться ему, он протягивал руку, прижимал его к себе и целовал. Так Авшалом похищал сердца людей в Израиле. (Мидраш «Шмот Раба«).
Не случайно Тора определяет строгое наказание нарушителю запрета «воровать», а мудрецы в книгах по мусару наставляют, как уберечь себя от этого греха!
Наш учитель, рав Ицхак Зильбер (זצל) был из тех раввинов, которые умеют убеждать, наставлять, воспитывать, предостерегать, помогать совершить тшуву.
Вот один из примеров этого, связанный с темой нашего разговора:
«Несколько раз я слышал от него интересную историю, как на его уроке один человек сделал тшуву. Рав Ицхак рассказывал о запрете воровать, и объяснил, что он в себя включает. Как всегда, его рассказ очень впечатлил слушающих. Один из учеников вдруг взволнованно сказал:
— Ой, я же, наверное, несколько лет воровал! Когда работал на шоколадной фабрике в Хайфе. Каждый день на работе съедал одну-две шоколадки. Что же мне теперь делать?
Рав Зильбер посоветовал ему примерно посчитать сколько шоколадок он съел за все время работы, сделать перерасчет на деньги и вернуть на фабрику…
Парень так и сделал, и отвез в бухгалтерию предприятия эти деньги.
Там на него посмотрели, как на больного…
А рав Ицхак говорил про этот случай:
— Это настоящее раскаяние, настоящая тшува — с исправлением». (р. Авраам Коэн).
Как видим, Учитель отнесся к рассказу ученика очень серьезно. И его совет возвратить деньги — был строгим.
Может быть, можно было «смягчить приговор» на основании того, что он съедал шоколадки на территории фабрики, а не брал их с собой домой. К тому же, может быть, администрация «допускала» такой вариант для рабочих, и не было запрета «кушать».
Как бы там ни было, рав Ицхак постановил: «Деньги за съеденный шоколад — вернуть!» И мы видим, как попал в точку: «Это способствовало тшуве и духовному росту ученика. И всем, кто стал свидетелями этого публичного освящения Имени Всевышнего. Попутно, выучили одно из важных дополнений к закону о воровстве: «Тот, кто сам себя приговаривает (признается и сожалеет о своем поступке) не возвращает двойную стоимость украденного!»