Окно в грядущий мир (3)
Глава «Вэякель», как и предыдущие главы, также затрагивает тему «Шаббата«: «Шесть дней пустьделается ремесло, а в день седьмой будет вам святое суббота (субботняя) Г-споду; всякий делающий в этот (день) ремесло умерщвлен будет (Шмот, 35:2).
Шаббат — одна из фундаментальных, ключевых, основополагающих заповедей Торы, которая определяет не только нашу еврейскую суть, но открывает нам окно в Грядущий мир духовных наслаждений от служения и осознанной близости к Творцу. Поэтому мы продолжаем наш диалог с вами, с целью самим укрепиться в этой великой заповеди, а также, помочь начинающим свой путь по тропе еврейства в верной ориентации. Наш рассказ о шаббате мы завершим с помощью книги рава Ицхака Абуава (זצל) «Менорат а-Маор«, изданную в издательстве «Пардес» в 2017 году. Надеемся что эта информация была поучительна и полезна! И еще одна цель этой учебы — почтить память многих еврейских праведников разных поколений, отличавшихся свой неизмеримой любовью к шаббату, из числа которых мы выбрали лишь несколько, особенно нам дорогих, да будет благословенна их память:
- Авраам-авину — первый еврей, который через своих потомков раскрыл красоту и величие Подарка Всевышнего – Шаббата — избранному народу, а также стоял у истоков заповеди о гостеприимстве;
- Моше-рабейну, через которого мы получили десять заповедей, и одна из них — «хранить и помнить» седьмой день недели; а также тот, через которого евреи в Мицраиме, ещё до дарования Торы, в шаббат были освобождены от рабского труда;
- Раби Акива, который научил нас уникальной шаббатней радости через святые слёзы благодарности Создателю;
- Раби Хаим бар Шломо из Черновцов, которого называли «человеком шаббата». По свидетельству современников в этот день он был «особенно свят» и «казался другим человеком во всех отношениях — даже ростом и внешним видом». Всю неделю он питался хлебом и луком, но уже со среды начинал закупать мясо и рыбу, изысканное вино и лучшие лакомства — для шаббата. Все покупки приносил домой сам , не позволяя никому выполнять за него эту работу. В ночь шаббата, воодушевлённый святостью этого дня, он вообще не ложился спать. Стих Торы » И пусть хранят Шаббат сыны Исроэля» (Шмот,31:16) рав Хаим толковал особенным образом: «Следует хранить шаббат так, как будто ты часовой, которому запрещено спать на посту»;
- Рав Яков-Иосеф Герман, заслуживший «прозвище» «махнис орхим» (принимающий гостей), подаривший вместе со своими домочадцами многим сотням одиноких людей шаббатнюю радость теплотой добрых еврейских сердец;
- Наш незабвенный учитель — рав Ицхак-Иосеф Зильбер, который и сам «остался евреем » и нас, своих учеников, научил, как остаться евреями, а также трепетному, бережному отношению к шаббату.
Менорат а-Маор : Глава 7 «Почет субботы»( Окончание. Начало смотреть на сайте в публикации от 15.02. 2020. Рубрика «Клуб «Шаббат hа-малка) :
Всевышний благословил и освятил субботний день. Поэтому сказано, что тому, кто благословляет субботу над вином в субботнюю ночь, продлевают дни в этом мире и дают наслаждения в мире Грядущем. А тот, кто проводит в субботу три трапезы, избавляется от трех кар: от бедствий, сопутствующих приходу Машиаха, от войны Гога и Магога и от суда в Геиноме! Это представляется логичным; ведь если человек воздерживается в субботу от работы ради Творца и наслаждается душой и телом во имя Небес, то после того, как душа его освободится от пут тела, она будет наслаждаться в мире, который весь — суббота. Из всего выше сказанного очевидно, что каждый человек должен очень остерегаться, чтобы он сам и его домашние не нарушали субботу, ведь наказание за это очень велико. Иерусалим был разрушен из-за нарушения субботы, как сказал пророк Йехезкель (22:26): «И от суббот Моих отвратили они свои глаза, и Я подвергался осквернению среди них». Однако любая опасность для жизни отодвигает субботу, ведь Тора говорит , что еврей должен жить заповедями, а не умереть из-за них. Награда за соблюдение субботы очень велика, и в заслугу этого Израиль будет избавлен, как сказал пророк Йешаягу (56:4-7): «Так сказал Б-г о скопцах, которые хранят субботы Мои, и избирают угодное Мне, и держатся завета Моего: И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя, (которые) лучше сыновей и дочерей, имя вечное дам им, которое не истребится. И чужеземцев, присоединившихся к Г-споду, чтобы служить Ему и любить имя Г-спода, чтобы быть Ему рабами, всех соблюдающих субботу, не оскверняющих ее и держащихся завета Моего. И их приведу Я на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моем»