Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Беар — Бехукотай 5780
И вновь — спаренные недельные главы: «Беар» и «Бехукотай«. Написано в «Беар«: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай»… (Ваикра,25:1). И не случайно, здесь — упоминание о Горе величайшего в истории человечества Откровения! Объясняют мудрецы, что не только законы о шаббатнем годе были даны на горе Синай, но и все другие законы были открыты там же, причем, не только в виде оснвного текста, но с самыми подробными объяснениями. И эти законы направлены на то, чтобы раскрыть особую связь еврейского народа с Творцом. Когда закончится время странствий по пустыне, где Божественное Присутствие ощущалось через Облака Славы, через ман, колодец Мирьям, — близость Творца будет проявляться через цветение Земли и особую поддержку народа во всех его делах, если он останется верен Союзу и продолжит соблюдать заповеди! И об этом написано в недельной главе «Бехукотай:«
» Если в законах Моих ходить будете…» (Ваикра, 26:3). Великий Раши объясняет, что здесь повеление трудиться над изучением Торы! И в случае, когда это повеление будет выполняться на должном уровне, — то: «… Я дам ваши дожди в их время, и даст земля свой урожай , и дерево полевое даст плод свой. И достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева, и будете есть хлеб ваш сытно, и обитать будете безопасно на вашей земле. И дам Я мир на земле и (когда) ляжете , то ничто не потревожит; и уберу хищного зверя, и меч не пройдет по вашей земле. И преследовать будете ваших врагов, и падут пред вами они от меча. И преследовать будут из вас пятеро сотню, и сто из вас десять тысяч преследовать будут и падут ваши враги пред вами от меча. И обращусь Я к вам, и плодовитыми сделаю вас, и увеличу вас, и установлю Мой завет с вами. И будете есть престарое, а старое перед новым выносить будете. И поставлю Мое Обиталище среди вас и не возгнушается душа Моя вами. И ходить буду в среде вашей , и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом…» (Ваикра, 26: 4-12).
Согласитесь, что это не так уж и мало, а скорее даже очень щедро — в награду за изучение Торы!
Еврею, который это выучил, оставалось всего лишь поверить в это обетование! Однако, ни тогда, ни спустя сто и тысячи лет, отнюдь не всем по плечу оказалась подобная вера. Но поколения (Пустыни, времен Йеошуа, царей Давида, Шломо и Хизкияу), устояв в учебе Торы на требуемом уровне, смогли засвидетельствовать об истинности этого обетования! И эта вера — сродни вере земледельца, которому обещано было за соблюдение шаббатнего года, когда он должен был, отказавшись от всякой деятельности на земле, заняться изучением Торы, и стать наследником щедрого благословения…
И здесь также можно проследить связь между главами «Беар» и «Бехукотай«. Никогда в еврейской истории — от Синая и до наших дней — не переводились в нашем народе праведники и мудрецы, посвятившие свою жизнь самоотверженной учебе.
Об одном таком случае вспоминает в своей книге «Алейну лешабеах» рав Ицхак Зильберштейн:
«Однажды Хафец Хаим со своим зятем, рабби Гиршем, много часов сидели, обсуждая и изучая трудную сугию из Вавилонского Талмуда. После продолжительного изнурительного труда, (наконец-то!), была составлена окончательная алаха для занесения в книгу «Мишна брура«. Записал её Хафец Хаим, и заняла она место в полторы строчки. И каждое слово алахи было выверено, отредактировано в процессе их столь продолжительной учебы!
Спросил тогда рабби Гирш у своего тестя, или сможет представить себе тот, кто будет учить «Мишну бруру«, сколько труда и времени потрачено, чтобы записать эти полторы строчки?! Ответил ему с улыбкой Хафец Хаим: «Расскажу тебе историю, которая случилась во времена русского царя с одним человеком и его сыном. Они были посланы царем в Сибирь, наделены полномочиями власти, чтобы возглавить строительство дорог и наладить коммуникации между городами, разбросанными на огромном сибирском пространстве. Они трудились, не покладая рук и днем, и ночью! И преуспели в своей деятельности. Спросил однажды сын у отца: » Скажи, папа, когда мы завершим это дело и будут люди использовать наши дороги, то придет ли кому-нибудь понимание сколько труда затрачено на каждый метр пути?!» Ответил ему отец двумя словами:»Царь — батюшка!» И пояснил: » Для нас не имеет никакого значения кто, что скажет, и о чем подумает. Важнее понимать, что мы выполняем волю пославшего нас! И делаем свое дело с радостью, на высоком уровне…»