Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Хукат 5780
Красной нитью через главу «Хукат» проходит тема скорби. И начинается она с наставлений о поведении еврея, прикоснувшегося к трупу человека. Потому что умерший, которого коснулись, был, вероятнее всего, родственником, другом, или соседом еврея, скорбящего от потери близкого человека…
Следующая тема главы — бессмертие еврейской души. Она затронута в связи с повествованием о смерти пророчицы Мирьям и первосвященника Аарона. Об этом в своих комментариях пишет рав Гирш:»… Смерти Мирьям и Аарона, сестры и брата Моше предшествует рассказ о рыжей корове, который учит еврейскому представлению о бессмертии. Несмотря на то, что подлинная суть этих праведников возвратилась из земной быстротечности в вечность, к Б-гу, Первоисточнику всякой жизни, их земные дела продолжат жить во всех грядущих поколениях нашего народа…»
И еше одна тема — страх смерти. Сообщает мидраш Танхума, что Всевышний поручил Моше-рабейну сказать брату о его предстоящей кончине. Он мудро и тактично подводит Аарона к пониманию неизбежности ухода из мира. Первосвященник задает своему брату очень непростой вопрос:
— Ты хочешь сказать, что подошло мое время умирать?!
— Да, — сказал Моше и, прижав руки к сердцу, вскричал: «Сердце болит в моей груди, и страх смерти обуял меня!» (Теилим, 55:5). В этот момент его состояние передалось старшему брату, и он настолько испугался, что даже умалился ростом…
Однако, это — лишь первая реакция Аарона — на уровне инстинкта самосохранения, — присущая каждому смертному. Тут же, обладатель могучего духа, величайший праведник еврейского народа, первый Первосвященник, неподвластный ангелу Смерти, избавился от внезапного страха, согласился с неизбежностью и справедливостью Небесного приговора, выполнил предписания своего брата Моше и … умер от Б-жественного поцелуя!
Отметим, что мидраш передает состояние Моше-рабейну в тот момент, когда он сообщает брату о смерти: Учитель испытывает страх, будто ему сейчас предстоит умереть! И в этом свидетельство силы любви, привязанности, родства душ двух величайших вождей нашего народа!
Однако, подавив чувство страха, он тут же укрепляет Аарона, и тот, как уже было сказано, также избавляется от страха смерти. Младший брат напутствует старшего: «Счастлив ты, потому что в последний путь тебя провожает твой сын и я! (Кто позаботится обо мне, когда придет мой час умирать?) Более того, твое место займет твой сын… ( а мое — нет!)» И это — комментарий Раши на стих «Возьми Аарона и Элазара, сына его…»(Бемидбар, 20:25) со ссылкой на мидраш Танхума.
Для Аарона было отрадно, что дело его жизни продолжит Элазар — старший из оставшихся сыновей, и не просто продолжит, а унаследует уникальное служение Первосвященника в Храме вместе с почетом, уважением, признательностью всего еврейского народа!
Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» на стих «Возьми Аарона и Элазара, сына его…»:
Гаон, рабби Хаим Каневский, рассказал, что рав Меир Карелиц (זצל), родной брат Хазон Иша (זצל) поведал ему семейную историю, которая произошла с равом Авраамом-Цви-Гиршем Айзнштадтом («Питхей тшува«) и его сыном.
Последний период жизни Питхей тшува был равом в городе Отьяна, что в ста километрах от Вильно… Перед смертью он обратился к жителям города с просьбой, чтобы его сын наследовал должность раввина города! Но они не приняли это предложение, мотивируя тем, что сын не так велик в Торе, как отец.
Однако, все же, уступив нажиму и уговорам, согласились, чтобы Айзенштадт-младший прошел экзамен у гаона поколения, рава Ицхака-Эльханана Спектора. Мудрец должен был проверить уровень знаний кандидата в наследники Питхей тшува, и вынести свое решение — быть или не быть его сыну равом Отьяна!
Чтобы добраться к гаону Спектору, пришлось ему отправиться дальнюю дорогу и испытать трудности нелегкого пути. И когда он, наконец-то, добрался до дома рабби Ицхака-Эльханана, то от усталости не смог достойно преодолеть экзамен.
Этой же ночью открылся раву Спектору во сне Питхей тшува и сказал, что его сын — выдающийся гаон — достоин и готов стать равом Отьяна, что будет к великому благу жителей города!
Утром гаон через посыльного пригласил Айзенштадта-младшего на повторный экзамен, который он прошел более, чем успешно! Рав Спектор также тепло принял его у себя дома и благословил на раввинскую должность Отьяна. Далее сбылось все точь-в-точь, как сказал гаону во сне Питхей тшува! Его сын очень преуспел на должности рава!
Попутно здесь можно выучить, насколько важно мудрецу Торы принимать человека приветливо и тепло. Тогда это может привести к большому замечательному результату!