Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Везот а-браха 5781
Вот благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сынов Исроэля перед смертью своею. И сказал: Господь от Синая пришёл и воссиял им от Сэира, явился от горы Паран и пришёл из среды десятков тысяч святых…» (Дварим,33:1-2).
Бен Авраам Саба баль Црор говорит: «Из первого, вышеупомянутого стиха последней главы Торы можем выучить причину смерти Учителя — из-за греха народа, потребовавшего непристойным образом воды, когда исчез колодец Мирьям, в день её смерти»: потому что, именно тогда, разгневавшись на их, ничем необоснованный протест, он, вместо того, чтобы словом добыть из скалы воду, ударил по ней посохом, вопреки замыслу Всевышнего».
Однако, не держа на них зла, Моше-рабейну с большой любовью, теплотой и вдохновением, по праву и заслугам, которые он определяет Святым духом величайшего пророка, благословляет их последний раз в жизни! Поэтому своё величайшее благословение, по значимости не меньшее, чем благословение праотца Яакова, он связывает с дарованием Торы, ещё раз напоминая этому, и всем последующим до Машиаха поколениям, что выбор еврейского народа состоялся в атмосфере всеобщего тотального неприятия Торы народами мира. Известный мидраш сообщает, что от Торы поочерёдно отказались потомки Эйсава, Лота, Ишмаэля, а вслед за ними, все без исключения, и другие обитатели земли.
«Тана девей Элиягу» дополняет этот мидраш, повествуя о том, что Милосердный, когда спас Ноаха и его сыновей, воззвал к Шему, одному из них: «Шем возлюбленный, Тора была у десяти предыдущих поколений, однако Я разрушил мир… Сейчас, когда родились все народы, иди и пророчествуй им. Посмотрю, или они примут Мою Тору».
И пророчествовал Шем, сын Ноаха, народам четыреста лет. И не услышали они его и не приняли от него мудрость Торы, а также от тех, кто пророчествовал вместе с Шемом и после него, а именно: Элифаз Атеймани, Вильдад Ашухи, и Цофар Анаамати, и Элиу бен Барахэль Абузи, и Иов из земли Уц, Веор, отец Билама; и Билам, и он последний из всех. И не было в мире истины, спущенной с Небес, которую бы не открыл Всевышний Биламу. По причине чего? Потому что известно Всевидящему, что народы, отказавшиеся от Торы, придут в день Суда с претензиями к Справедливейшему, почему не дал им пророка уровня Моше, — ведь тогда они бы приняли Тору. Поэтому и поставил над ними Всевышний Билама, наполнив его мудростью, превосходящей мудрость Моше-рабейну. А результат — безразмерное желание проклясть избранный народ, которое приводит Билама к гибели.
Учитель наш, зная что вот-вот оставит этот мир, благословляет евреев таким образом, что сила этого благословения защищает нас и сегодня. В заслугу Моше-рабейну праведники последующих поколений обрели силу благословений, которые сбываются.
Рав Зильберштейн на этот стих приводит комментарии Рамбана: «Человек Б-жий подчеркивает силу своего благословения, которое непременно сбудется! Ведь молитвы праведников угодны Создателю! И когда они молятся и благословляют, их слова обретают огромную значимость в Небесах, так как произносятся с большой радостью и вдохновением… На эту тему слышал впечатляющий рассказ от раббанит Каневской, который она рассказала от имени мужа её дочери, рабби Ашера Таненбойма, который, в свою очередь, передал его от своего отца — гаона, рава Моше-Довида (זצל). Долгие годы Таненбойм-старший возглавлял Совет ешив в Эрец Исроэль, и был причастен к отмене закона о призыве в армию ешиботников.
Все знают об известной встрече первого премьер-министра Израиля с учителем нашего поколения Хазон Иш (זצל). Просил у него Учитель отменить закон о призыве девушек в армию. Однако, далеко не всем известно, сколько усилий приложил Хазон Иш, чтобы и учеников ешив, также, оставили в покое. Много раз посылал он рабби Моше-Довида Таненбойма в канцелярию главы правительства, чтобы дознаться о решении по этому вопросу! И однажды показали ему важный документ, из которого он сделал вывод, что на просьбу Учителя ответили положительно! Он сразу же поехал в Бней-Брак сообщить такую долгожданную радостную весть.
Услышав эту новость, Хазон Иш несколько раз сказал:»פז — פז — פז»
Рассказывал потом рав Таненбойм, что люди, бывшие рядом с ними подумали, что этими словами глава поколения выражает свою огромную радость, узнав о решении правительства освободить учеников ешив от службы в армии. Поэтому, он сравнил их учёбу Торы со стихом из Псалма (19:12), где говорится, что она (учёба) желаннее, «מזהב ומפז » (золота, самого чистого золота)
Однако, через некоторое время открылось, что имел в виду великий мудрец и праведник.
И проявилось это с болезнью Давида Бен-Гуриона, израильского премьера. Руководитель государства оказался на больничной койке, и послал Хазон Ишу просьбу молиться о своём выздоровлении. Спросил учитель: «Сколько лет премьеру?» Получив ответ, добавил: «Передайте ему, пусть не волнуется! Ему ещё много лет жить!» Премьер прожил 87, что в гематрии составило פ-80 + ז-7 =87
Получилось, что вышло из уст праведника благословение Бен-Гуриону на долголетие в награду за содействие в освобождении учеников ешив от службы!!!»
P.s. Мы завершили годичный цикл изучения Торы. Благословляем всех, кто был с нами в изучении недельных глав вместе с равом Ицхаком Зильберштейном по его книге «Алейну лешабеах».
Пусть Вс-вышний даст вам много-много радости в учебе и служении, здоровое долголетие, мудрость распоряжаться материальными средствами от легкой и достойной парнасы.