Рав Ицхак Зильбер и недельная глава Торы: Веякель — Пекудим 5781
Написано в главе «Веякель«: «Шесть дней делай работу, а в седьмой день будет для вас святость, покой покоя для Б-га» (Шмот, 35:2). Сказал рав Йеуда, сказал Рав: «Каждому, кто доставляет наслаждение шаббату, дают то, о чем просит его сердце, как сказано (Теилим 37:4): “И будешь наслаждаться Б-гом, и Он даст тебе то, о чем просит сердце твое”» (Шаббат 118 б).
Это трудно понять, ведь наши мудрецы говорили: «У кого есть сто — хочет двести; человек умирает, не имея и половины желаемого» (Мидраш Раба, Коэлет 1:13). Как же в таком случае можно сказать, что соблюдающий шаббат получает все, о чем попросит сердце?
Но суть в том, что когда человек освящается и возвышается в духовности, он неизбежно наслаждается Б-гом. Наслаждается изучением Торы и исполнением заповедей. Тогда страсти мира сего уже не влекут его сердце, он довольствуется тем, что имеет, и чувствует себя счастливым, как человек, имеющий все.
Подкрепим это объяснение удивительной притчей. Один богатый человек гулял в свое удовольствие по берегу моря. Внезапно он заметил дельфина, которого выбросило волнами на берег. Он был в плохом состоянии — видимо, уже несколько часов провел без воды. Наш богач сразу же позвонил в скорую помощь, и когда команда врачей приехала, они были удивлены, увидев, что больной — не человек, а дельфин. Естественно, они отказались оказывать ему помощь: «Это не входит в наши обязанности, мы помогаем людям, а не животным», — пожаловались медики на ложный вызов.
Богач был большим любителем животных, поэтому он достал из кошелька пачку долларовых купюр и стал класть их в карманы к медицинскому персоналу. Ведь царь Шломо уже сказал однажды, что «деньги ответят на все» (Коэлет, 10:19). Водитель поехал с гудящей сиреной в больницу. Приехав, они поместили дельфина вместе с кроватью в пункт распределения больных и уехали, как ни в чем не бывало.
В больнице врачи были поражены, увидев лежащего под простыней дельфина. Конечно же, они тоже отказались им заниматься. Но, как и в первый раз, богач снова достал пачку долларов и раздал дежурным, врачам и медсестрам. Они тотчас взялись за дело: померяли пульс, температуру, кровяное давление и даже поставили капельницу.
Когда врачи из разных отделений услышали, что пришел богатый чудак, раздающий деньги, лишь бы кто-то попытался позаботиться о дельфине, они оставили своих больных и тоже захотели вылечить «драгоценного» дельфина. Кардиолог прикрепил ему электроды рядом с сердцем, сотрудники рентгена сделали ему снимки, а терапевт провел общий осмотр. Каждый старался помочь в рамках своей специализации, но ничто не помогало — состояние дельфина лишь ухудшалось.
Внезапно одна из медсестер закричала: «Друзья! Есть идея! Давайте положим его в холодную ванну с водой, ведь это его естественная жизненная среда». Его сразу же потащили в ванну, и уже через несколько минут дельфин открыл глаза и начал двигаться. Его состояние быстро улучшилось, и он был снова отправлен в море.
В повседневной жизни нам часто предлагают разные суррогаты духовного счастья и удовлетворения — туристические путешествия, салоны красоты, роскошные автомобили, одежду и дорогие коллекции, чего только нет… Однако «душа не наполняется» (Коэлет 6:7). Наслаждения этого мира никогда не станут заменой духовной жизни, изучению Торы, исполнению заповедей и добрым делам. Мы должны вернуться к источнику жизни — к воде, а вода — это ни что иное, как Тора (Бава Кама 16 б). («Оцарот«)
Автор этих рассуждений, как видим, делает вывод из этой истории в пользу изучения Торы, и соблюдения ее заповедей, так как только в этом и есть истинный смысл жизни человека. И с целью сосредоточить наше внимание на этом выводе, чтобы укрепиться на поприще учебы и исполнения заповеди, с этим рассказом нас познакомили.
Хочется обратить внимание на слова из Коэлета, 10:19, приведенные выше: «деньги ответят на все», чтобы предложить свои рассуждения на поступок главного героя рассказа. Царь Шломо учит нас житейской истине: у денег есть сила, которая может сдвинуть даже то, что по «общепринятым нормам» движению не подлежит! И как видим, богатый чудак, любитель животных, нам демонстрирует это своими долларами, которые покупают с легкостью врачей, действующих на грани «абсурда»! Но каков результат?! Дельфина то спасают!!!
Отсюда вывод: посредством материальных возможностей можно добиться даже того, что кажется на «грани фантастики». И сказано это, отнюдь, не в оправдание тех, у кого цель жизни «делать деньги», копить их и т. д., а с намерением подчеркнуть кошерность желания с помощью денег осуществлять аводат а-Шем ( духовную работу во Имя Небес)!
Лично для себя это понимание выучил у рава Ицхака Зильбера (זצל). В доказательство приведу рассказ рава Цви Патласа «Перевод валюты» из книги р. Авраама Коэна «Рав Ицхак«, а также несколько выбранных из множества рассказов из этой книги об уникальном отношении Рава к деньгам:
Рассказывает Цви Патлас
ПЕРЕВОД ВАЛЮТЫ
Я был у миллиардера Леви Леваева. Леваев одолжил тогда деньги на то, чтобы сделать в школе «Мигдаль Ор» ремонт, и мы разговорились. Была идея — сделать такой фильм о раве Ицхаке, чтобы для многих людей это было уроком.
Он сказал:
— Я могу тебе рассказать про рава Ицхака Зильбера. В Ташкенте, в день, когда рав Ицхак получал зарплату, целая очередь стояла тех, кому он одалживал деньги. И когда он приходил домой… что у него оставалось от этих денег?
Кого хвалит, кого прославляет миллиардер?
Есть известная история про Маарама из Ротенбурга, одного из авторов «Тосафот». Его посадили в тюрьму, потому что один из немецких князьков хотел, чтобы дали за него большой выкуп. Евреи хотели собирать деньги на выкуп. Но он запретил, и находился в тюрьме около двадцати лет, и там же умер.
Почему он запретил, почему постановил так? Не хотел, чтобы в будущем были подобные прецеденты, чтобы еврейских мудрецов могли хватать и требовать за них деньги…
И он умер там, и его похоронили на тюремном кладбище.
Нашелся один богатый еврей, он пришел к тюремщикам и выкупил тело за огромные деньги, перезахоронил его, как это принято по еврейскому закону, на еврейском кладбище.
И вот в первую же ночь после похорон он увидел во сне Маарама из Ротенбурга и тот говорит ему:
— Ты сделал для меня большое добро. Я тебе очень благодарен.
Предлагаю выбор: ты можешь получить богатство такое, что до прихода Машиаха и ты и все твои потомки будут очень богатыми, либо умрешь сразу и будешь около меня в будушем мире — в олам а—ба. Выбирай.
Тот сказал:
— Я хочу быть возле Вас.
И он сразу умер, и его похоронили рядом с Маарамом из Ротенбурга.
И вот что рав Ицхак сказал по этому поводу:
— Если бы мне предложили такой вариант, я бы взял первое.
— Как, рав Ицхак? Деньги?!
— Вы не понимаете, сколько мицвот можно сделать благодаря деньгам! (выделено мною — Й.С)
Так что его отношение к деньгам — это только перевод одной валюты в другую — можно служить Творцу, еще и имея деньги!
Рассказывает Шмуэль Вольфман
ВОЗДУХ
Вообще-то у рабби Ицхака были особые отношения с деньгами. Можно сказать, что он распоряжался деньгами, как воздухом: вдыхал и выдыхал их так же спокойно, как и воздух. Когда приходил человек и просил взаймы, Рабби Ицхак всегда давал просителю, хотя и знал, что в некоторых случаях уже никогда этих денег не увидит…
Довольно часто приходил один человек неопределенно-«уголовного» типа одолжить деньги, который, возможно, сильно нуждался… Когда мне приходилось видеть его на улице, я старался обойти его стороной, настолько неприятен был этот человек.
Я старался убедить рабби Ицхака не давать ему денег, но ответы рабби Ицхака не укладывались в рамки моей логики. Таким образом, я наталкивался на невидимую многим людям сторону его характера, когда было ясно, что никакая сила в мире не заставит его изменить принятое решение. А ведь с виду он был человеком очень мягким и даже беззащитным, которого легко можно обмануть и безнаказанно обидеть.
Чтобы одолжить для других людей, рабби Ицхак часто бегал по всем гмахам — ссудным религиозным кассам, в которых у него была кристальная репутация, потому что всегда старался вовремя возвращать деньги. И как это удавалось — с маленькой своей зарплаты, которую получал в ешиве, да еще с задержками, — это до сего дня остается для меня загадкой! У рабби Ицхака не было проблемы подписать гарантию на ссуду из гмаха, только об одном он просил: возвращать вовремя…
Рассказывает Йеуда Аврех
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Один человек был должен разным людям очень много денег, но под всевозможными предлогами не делал достаточных усилий, чтобы их вернуть. Он был религиозный человек, три раза в день молился, но долги не отдавал. Многие обращались к нему, требовали, просили, но безрезультатно, — у него были разные предлоги, чтобы не отдавать.
Ему грозили, что у него не будет олам а-ба, что у него будет семь уровней ада, но ничто не действовало.
Попросили рава Зильбера, чтобы он поговорил с этим злостным неплатильщиком; рав Ицхак поговорил, и тот почти сразу же согласился:
— Да, я буду отдавать.
Спросили рава Зильбера:
— Как вам это удалось? Как вы сумели его уговорить, чтобы он согласился отдавать долги?
— Я объяснил ему, — сказал рав Ицхак, — что он не может быть человеком. В тот момент, когда ты должен людям деньги, ты сначала должен их вернуть, и ты не можешь себе ничего покупать, не имеешь право даже давать цдаку, — так какой же ты человек?
Рассказывает Яков Гекрайтер
ВСЕГДА
Как-то у меня была проблема с цдакой.
Когда была возможность, я всегда старался давать, но не всегда была возможность дать много… Иногда я знал, что человек, которому даешь, берет для того, чтобы купить где-то наркотики, либо чтобы выпить. Я был уверен в этом на все сто процентов и не хотел давать такому человеку.
Я решил спросить у рава Ицхака, как мне быть в таких случаях (например, один раз мне в лицо бросили монету в полшекеля, показывая тем самым, что я мало дал).
Я спросил:
— Если есть человек, которого я знаю — знаю явно, что он не нуждается, и я уверен, что он берет эти деньги для нехорошей цели, скажите, как мне быть в таком случае?
Рав Ицхак сказал так:
— Цдаку надо давать всегда. Всегда. Если ты опасаешься, что человек будет использовать эту цдаку для нехорошей цели, лучше дать мало — монету в десять агорот, в пять агорот.
Но если человек протягивает руку, открывает ее, просит — положи в эту руку! Пусть хоть самую маленькую мелочь положи в эту руку. Если есть возможность дать больше, дай больше. Лучше всего давать габаим, ты знаешь, что эти деньги пойдут всегда по назначению.
Давай, сколько ты можешь, не сверх того. Но если человек открывает руку, — положи в неё, чтобы не обидеть и чтобы у тебя самого не осталось осадка.
Рассказывает Эли Люксембург
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Подав на выезд в Израиль, мы с женой должны были выплатить налог на образование — какую-то фантастическую сумму, не помню точно… Сумма была настолько астрономическая, что не умещалась в голове.
Услышал о ней, мы даже хихикнули, так как для нас это было нечто совершенно непостижимое. Но если бы мы ее не выплатили, то нас бы не выпустили… Мы не знали, где достать деньги даже на билеты, а здесь — налог на образование!
Узнав об этом, рав Зильбер сказал, не изменившись в лице:
— Ребята, вы уедете.
Представьте себе, однажды глубокой ночью перед самым своим отъездом рав Зильбер принес нам все деньги!
Это потрясло, как землетрясение… Откуда рав Зильбер их достал? Он был связан с дядей Володей Кругляком и Курятиным — тот был богатый человек, очень много помогал людям. Для нас это было спасением, и в этом особенно проявилось величие рава Ицхака, — он, сам уезжая, позаботился о нас вперед!