Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

06
Июн

Хидушим на исходе шаббата: Шлах леха 5781

Учат мудрецы, что записывать на исходе шаббата «свои» маленькие хидушим (открытия в понимании недельной главы), обязан каждый еврей. Их очень ждут в высших мирах! Мы продолжаем это начинание. За вознесение души нашей мамы — Перл (Полины) дочери Йоэля (זצל).

Рав Йосеф Скляр

Написано в начале главы «Шлах леха«: » И изрек Г-сподь  Моше , говоря: «Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кенаана» (Бемидбар,13:1). Раши объясняет: «Почему раздел о разведчиках расположен рядом с разделом о Мирьям? Потому что она была наказана за злословие, изреченное ею против своего брата (Моше — Й.С.), эти нечестивые (разведчики — Й. С.) видели (были тому свидетелями), но ничему не научились  (на ее примере)» .

 Вернувшись в стан, они рассказали об этой Земле так, что многие евреи испугались и не захотели двигаться дальше. И это, как известно, привело к страшным последствиям — все взрослое поколение умирало в пустыне в течение сорока лет.

Написано в мидраше : «Десятеро лазутчиков, возведших на Землю хулу, умерли сразу. Им не дарована была возможность совершить тшуву, ибо они вовлекли в грех весь народ. Тот, кто побуждает грешить других, заслуживает гораздо большего наказания, чем тот, кто грешит сам.

Лазутчики умерли необыкновенно мучительной смертью. Языки их сверхъестественным образом вытянулись до пупков, и черви выползли из их языков и вошли в их пупки. Оттуда они вернулись на языки и пожрали их.

Они  были наказаны по принципу «мида кенегед мида» (мера за меру) страшной смертью за то, что своими языками говорили лашон а-ра на Эрец Исроэль, которую считали пупом (центром) Земли.

Лазутчики вычеркнуты были из Мира Грядущего. Йеошуа и Калев, не присоединившиеся к нечестивцам, получили щедрую награду. Им обоим были отведены уделы лазутчиков в Эрец Исроэль«.

Итак,  Калев и Йеошуа, как видим «выпадают» из числа названных Раши «нечестивцами, не сделавшими вывод из наказания Мирьям за злоречие». И если Йеошуа удостоился остаться праведником  благодаря защитной молитвы Моше-рабейну, то Калеву пришлось совершить поступок, в заслугу которого и он удостоился помощи Небес!

Говорит  мидраш, что разведчики, посланные Моше-рабейну не пришли в окрестности Хеврона, где находится Пещера Махпелла, так как, побоялись отправиться туда для молитвы. Известно было, что в том месте обитают великаны.

Один лишь Калев бен Йефунэ пренебрег опасностью, он решился посетить святое место, где погребены наши праотцы, ибо рассудил так: «Как я могу избегнуть того, чтобы быть втянутым в заговор лазутчиков? Иеошуа защищен молитвой Моше, я же должен просить Ашема о помощи».

Поэтому он вошел в Пещеру, чтобы помолиться. Вместе с ним вошла и Шехина, чтобы сообщить праотцам о том, что пришло время их потомкам завоевать Землю. Калев пал наземь у могил праотцов и взмолился: «Отцы мира сего! Молю явить милость ко мне, дабы я был спасен от заговора лазутчиков!»

Что мы из Торы знаем об этом месте? Прежде всего, что это место купил у хеттийцев  наш праотец Авраам, с целью захоронить свою умершую жену Сару. Позже, его тоже здесь похоронили, и Махпелла навсегда приютила, также, и праотца Ицхака с женой Ривкой, праотца Яакова с Леей. Через несколько сот лет после последнего захоронения в Махпелле, расположенной в Хевроне, это место (Хеврон) вновь упоминается в Торе. В нашей недельной  главе «Шлах леха» : «И взошли на юге (разведчики, посланные Моше-рабейну — Й.С.), и он  дошел до Хеврона» (Бемидбар,13:22). Великий Раши комментирует этот стих: «Калев пошел туда один (он) и простерся на могилах праотцов (в молитве) , чтобы не дать себя вовлечь в дурной замысел своих спутников…»

Только Калев бен Йефуне, представитель колена Йеуды идет — один из двенадцати — в Хеврон, с целью помолиться в заслугу праотцов о помощи Небес в его таком непростом шлихуте! Именно из его поступка мудрецы вывели предписание молиться на могилах праведников, выучив это из награды Калева в заслугу молитвы в Махпелле: устояв, в заговоре разведчиков, он удостоился войти в Эрец Исроэль , а его правнук, Бецалель, руководил постройкой Мишкана! Добавим еще один урок из поступка Калева: «Оказалось, что Хеврон — очень благополучен для молитвы!». Итак, запомним, чего удостоился представитель колена Йеуды, Калев бен Йефуне!

Вы когда-нибудь спрашивали себя: откуда Калеву стало известно о сгуле на молитву на могиле праотцов в Хевроне? Я спросил, когда работал над своей книгой «От моря Суф — до Машиаха«. Ответ, с помощью Небес, нашел в сборнике мидрашей «Меам лоэз«. Оказывается, (это мой вывод из написанного в этой книге) Калев мог выучить о сгуле на молитву в Махпелле от своей прабабушки Тамар. Отец её умерших мужей, Йеуда, не дает ей своего третьего сына, и отправляет невестку в дом отца, по его замыслу, навсегда. Шансы праведной Тамар, родить сына для царской династии, таким образом, сведены к нулю! Праведная Тамар, отправляется в Махпеллу, и молит Создателя, чтобы «ей не уйти из этого дома пустой…» Результат этой молитвы налицо: неприступному Йеуде дано увидеть в этой женщине (Тамар) потенциал родить основателя царского рода! Обратите внимание: Тамар и её правнук использовали свой шанс для молитвы в этом святом месте!

Подведем итог вышесказанному. И этот вывод как раз и будет тем новым, что открылось в этом году понимании поступка Калева. Отправляется в разведку в числе двенадцати мераглим, представитель колена Йеуды изначально определился с самим собой: ни под каким предлогом он не будет участвовать в сговоре своих спутников! И на чем основано его такое непростое. наперекор большинству, убеждение? На наказании за лашон а-ра его жены Мирьям, рассказ о котором рядом со стихом о шлихуте разведчиков!  И вполне допустимо, что великая Мирьям, провожая своего мужа в разведку, наставляет его уберечься от сговора разведчиков, чтобы вместе с ними не согрешить в  злоречии. И тогда, этот поступок Мирьям вполне мог вдохновить жену Она бен Пелета на спасение своего мужа от участия в бунте Кораха, о котором рассказывает Тора в следующей главе «Корах«!


Оставить Комментарий