Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

09
Ноя

Учим недельную главу. Толдот 5782 Автор: рав Исроэль Зельман

Ицхак до жертвоприношения имел «женскую душу». Поэтому в начале главы «Вайера», где ангелы сообщают Аврааму о рождении сына, сказано: «И вот, сын у Сары, жены твоей».

Рассмотрим, как первую фразу главы (кажущуюся избыточной) разъясняют некоторые выдающиеся «ахароним» (т.е., мудрецы последних 5 веков), и отметим, сколько информации может в себе скрывать вроде бы простая фраза.

Вот порождения Ицхака, сына Авраама: Авраам породил Ицхака (Раши: поскольку насмешники поколения (лецаней hа-дор ליצני הדור) говорили: от Авимелеха (у которого Сара была в плену) забеременела Сара, ведь сколько лет жила с Авраамом, и не забеременела от него! Что сделал Святой, благословен Он? Изобразил черты лица Ицхака подобными Аврааму, и засвидетельствовали все: Авраам породил Ицхака, и из-за этого написано «Ицхак, сын Авраама», ведь свидетельство было, что «Авраам породил Ицхака»).

Раби Хаим бен Аттар (в книге «Ор hа-Хаим») приводит ряд комментариев к началу главы: Намерение Писания тут — начать рассказ о потомстве Ицхака, упомянутом в конце абзаца, а ведь известно нам, что Ицхак, когда родился, не имел способности плодиться и размножаться, поскольку пришёл в мир «со стороны женской». (Чтобы объяснить то, что р. Хаим считал «известным», процитируем книгу «Корбан Шабат», написанную около 400 лет назад в Великом Княжестве Литовском р. Бецалелем из Кобрина. В первой главе книги разъясняется беседа Ицхака и Авраама, шедших на гору Мория совершить Жертвоприношение. И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, и сказал: «Отец мой». Отмечает р. Бецалель: Ицхак, когда осознал, что отец хочет его зарезать (как жертвенное животное), был почти готов засомневаться и намекнул на вопрос: «Отец мой?», — т.е., если Ицхака ведут на смерть, может ли быть, что собирающийся его зарезать — его родной отец? Не правду ли говорят считающие, что настоящий отец Ицхака — Авимелех? Авраам ответил (уловив интонацию сына): «Вот я, сын мой!», — т.е., сделал ударение на словах «сын мой», именно мой, а не Авимелеха. Тогда Ицхак сразу спросил: «Вот огонь и дрова, где же овца для жертвы?!» Ты — мой отец, но тогда где овца для жертвы? Ведь если зарежешь меня, как жертвенное животное, то каждый скажет, что не мог родной отец этого сделать, и ложь об отцовстве Авимелеха получит доказательство! «И сказал Авраам: Б-г усмотрит Себе овцу для жертвы, сын мой!», — т.е., именно то, что «Б-г усмотрит Себе жертву», наоборот, покажет, что ты — «сын мой», ведь если бы ты был сыном Авимелеха, т.е., незаконнорожденным (мамзер ממזר), то был бы непригоден для Жертвоприношения — как раз из-за нечистого происхождения! Однако (по этой логике), когда в итоге Творец не принял Ицхака в качестве жертвы, снова появился повод сказать, что он не был годен как «полноценное всесожжение» именно из-за того, что Авраам — не настоящий отец! На это можно возразить, вспомнив, что (как передаётся от имени великого каббалиста р. Ицхака Лурии) Ицхак до жертвоприношения имел «женскую душу» (и поэтому в начале главы «Вайера», где ангелы сообщают Аврааму о рождении сына, сказано: «И вот, сын у Сары, жены твоей», — именно у Сары, с которой Ицхак был все первые годы связан больше, чем с отцом), и «замена духовного содержания» на мужское произошла только в момент Жертвоприношения (когда качества отца и сына сблизились — ведь Аврааму, чтобы выдержать испытание и убить сына, пришлось встать на другую сторону мира, туда, где изначально стоял Ицхак, т.е., отказаться от своего качества Милости и Любви в пользу Суда и Страха), и в минуту Жертвоприношения женская душа покинула Ицхака (тогда же, как известно из Мидраша, приведённого в толковании Раши вначале гл. «Вайехи», душа покинула и Сару, мать Ицхака, скончавшуюся при получении вести о жертвоприношении). На место «женской души» пришла «мужская», и поэтому, раз Ицхак родился заново, всё-таки считалось, что жертва принесена, а не отвергнута из-за недостойного происхождения Ицхака, не дай Б-г). Если Ицхак изначально происходил «с женской стороны» (продолжает р. Хаим бен Аттар) откуда у него «порождения» (для этого мужчине необходимы не только физические, но и душевные мужские качества)? Поэтому сказано: «Авраам породил Ицхака», т.е., даровал ему силу производить потомство — в момент Жертвоприношения.

Ещё этот стих намекает на известный отрывок из Талмуда (трактат Йевамот, лист 64), где говорится, что молитва того праведника, который сын праведника, действенней молитвы праведника, который сын злодея (и поэтому, когда Ицхак и Ривка молились о потомстве, Создатель принял молитву Ицхака). Поэтому (в абзаце о сыновьях Ицхака) сказано: «Авраам породил Ицхака», ведь именно благодаря высокому происхождению от праведника, от Авраама, была принята молитва Ицхака, и у него появились «порождения».

Ещё этот стих намекает на отрывок из Мидраша (Берешит Раба, 63, 2), где толкуется отрывок из пророка Йешайи (гл. 29): «Яаков, который вызволил (ашер пада אשר פדהАвраама», и там сказано, что именно в заслугу Яакова (т.е., ради того, чтобы тот родился) Авраам был спасён из огня печи, куда его бросили по приказу царя Нимрода за уничтожение идолов. Поэтому после слов «порождения Ицхака» написано, что «Авраам породил Ицхака», ведь именно ради «порождений Ицхака», т.е., ради Яакова Авраам в детстве был спасён, и смог породить Ицхака.

Ещё это намекает на суть порождений праведников, т.е., на заповеди и добрые дела, и прямо ещё не было сказано в Торе о праведности Ицхака, Писание указывает: «Авраам породил Ицхака», т.е., так же как и отец, сын имел главные для праведника «порождения» — Б-гоугодные поступки (с помощью этого объяснения р. Хаима становится понятным источник комментария, написанного почти через сто лет после него в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»: там автор разъясняет, что наследование от отца к сыну у праотцов (и только у праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова) определялось не только по факту физического рождения, но и по праведности. Т.е., Ишмаэль потому не назывался «семенем Авраама», что не соответствовал праведности отца. А Ицхак назывался — потому что соответствовал. И слово «порождения» тут — намёк на действия, которые должен был совершить сын Авраама, чтобы считаться его полноправным потомком, т.е., что для этого должен был быть праведником. Кажется непонятным, откуда р. Леви-Ицхак делает вывод, что именно слово «порождения» указывает на действия, совершённые Ицхаком для доказательства его праведности и, соответственно, связи с Авраамом. И именно из вышеприведённого комментария книги «Ор hа-Хаим» мы видим, что — как и в первых словах главы «Ноах» — слово «порождения» в нашей главе тоже указывает на праведные поступки, о чём и написал р. Леви-Ицхак из Бердичева).

Ещё этот стих намекает на то, что хотя глава начинается с соединительного союза «и», связывающего порождения Ицхака с порождениями Авраама, всё-таки невозможно поставить полноценный знак равенства между двумя праведниками. Ведь именно Авраам «узнал Создателя своего» сам, несмотря на отца-идолопоклонника, и в этом — его недосягаемое величие. Ицхак же, будучи тоже величайшим праведником, всё-таки получил все знания и представления от отца. Поэтому подчёркнуто: «Авраам породил Ицхака»: в отличие от описанных ранее порождений самостоятельно пришедшего к Б-гу Авраама, Ицхак всё-таки был — в том числе, и в своей праведности — порождением Авраама.

Из самой же первой фразы «и вот порождения Ицхака» видится обратное: Авраам был порождением Тераха (бывшего тогда злодеем), в отличие от Ицхака, чьи порождения нуждаются в особом упоминании и восхвалении по сравнению с Авраамом, ведь Ицхак был сыном праведника, и также из-за этого подчёркнуто, что «Авраам породил Ицхака»

Хида (Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай в книге «Нахаль кдумим») добавляет к этому, что указание «Авраам породил Ицхака» попросту необходимо для самого Авраама — ведь пока у человека не родились внуки, он не считается исполнившим заповедь плодиться и размножаться (как приводится в Своде Законов «Эвен hа-Эзер», гл. 1, если у человека, не дай Б-г, умерли дети, не оставив потомства, заповедь плодиться и размножаться остаётся неисполненной). И поэтому только когда оказалось, что Ицхак всё-таки способен иметь детей и родились Яаков и Эсав, стало понятным, что Авраам исполнил заповедь. Для этого и упомянуто тут, в начале рассказа о рождении внуков Авраама, что «Авраам породил Ицхака» (т.е., благодаря порождениям Ицхака, о которых рассказывается в главе, то, что Авраам породил Ицхака, превратилось в заповедь. И тут не обязательно думать, что Хида следует за мнением одного из законоучителей Талмуда (Бава Батра, лист 16), считавшего, что у Авраама была дочь, и благодаря этому, имея сына и дочь, наш праотец исполнил заповедь — в соответствие с галахическим мнением Дома Гилеля (Талмуд, трактат Йевамот, лист 61). Ведь до Дарования Торы родить двух мальчиков, похоже, было достаточно. Это видно из книги Зоhар, где в главе «Насо» (т. 3, л. 148) прямо сказано от Имени Вс-вышнего, что Моше исполнил заповедь плодиться и размножаться, хотя имел только двух сыновей. У Авраама же были ещё сыновья от Ктуры (даже если не считать Ишмаэля — в соответствие с мнением р. Хаима бен Аттара, объяснившего в главе «Лех леха», что рабыня Агарь, когда рожала Ишмаэля, не была отпущена на свободу, а значит с помощью Ишмаэля нельзя было исполнить заповедь плодиться и размножаться, как указывается в трактате Кидушин, гл. 3, мишна 12), хотя, конечно, данный глубокий галахический вопрос — сейчас вне сферы нашего подробного изучения, а интересующимся можно порекомендовать респонсу «Авней Незер» на 1 гл. Свода Законов «Эвен hа-Эзер», п. 12).

Из «Книги для изучения Торы»


Оставить Комментарий