Учим недельную главу. Ваеце 5782
Понятие «галут» наши мудрецы соотносят с праотцом Яаковым, который вынужден покинуть отчий дом, спасаясь от мести брата-злодея. Мудрая Ривка, жена Ицхака и мать Яакова, помогает любимому сыну скрыть истинную причину своего ухода из дома родителей, поэтому и отец, и брат праведника знают, что тот уходит к брату матери, Лавану, с единственной целью — жениться на одной из его дочерей.
Однако Яаков попадает в место своей цели, Харан, не сразу! Спасаясь от преследований Элифаза, которому его отец Эсав приказал пуститься в погоню и убить Яакова, он решил временно укрыться в бейт-а — мидраше Шема и Эвера. Туда он попадает не только в результате непредвиденных обстоятельств, но с целью вооружиться знаниями Торы, прежде чем он войдет в дом идолопоклонника Лавана. Четырнадцать лет Яаков изучал Тору и при этом настолько берег каждую свободную минуту, что старался не тратить времени даже на отдых. Он не уходил на ночь из бейт-амидраша, а довольствовался короткими минутами сна прямо за Торой.
После четырнадцати лет учебы Яаков продолжил свой путь в Харан, чтобы там, среди родни Авраама, найти себе жену. Его путь лежал через гору Мориа, где Авраам и Яаков в свое время молились Всевыннему. Миновав это место не остановившись, Яаков понял, что совершил оплошность, поскольку не обратился к Ашему в том месте, где это делали его отец и дед. Без колебаний он возвращается назад, и в награду за это Милосердный совершает для него чудо: гора Мориа сама двинулась ему навстречу, чтобы сократить путь праведника.
Помолившись, Яаков стал собираться в обратную дорогу; солнце стояло еще высоко, и он вполне мог продолжить свой путь. Но вдруг он услышал, как ангелы говорят: «Пришел Яаков! Великий Яаков, который, подобно солнцу, льет на мир свой свет». И тогда Яаков понял, что услышать разговоры на Небесах ему позволила святость этого места. Неожиданно наступила темнота, отправляться в обратный путь уже было нельзя, и он расположился тут же на ночлег. Разговор ангелов, услышанный Яаковом, и неожиданно зашедшее солнце, — все это было подстроено для того, чтобы задержать его здесь.
Устраиваясь на ночлег, Яаков перенес двенадцать камней с жертвенника, построенного здесь еще Авраамом, и разложил их вокруг себя, чтобы дикие животные не смогли подойти к нему. Один из камней он положил под голову вместо подушки.
Как только Яаков уснул, камни затеяли между собой спор. Каждый из них хотел, чтобы праведник положил голову на него. И тогда, не найдя другого решения, они слились воедино. Тем самым Творец успокоил Яакова: ни один из его сыновей не станет злодеем.
В ту ночь Яакову в пророческом сне открылся Всевышний, чтобы поддержать его. Преследования Эсава — с одной стороны, предстоящая встреча с идолопоклонником и мошенником Лаваном — с другой. Эта борьба требовала от Яакова большого напряжения, и Ашем решил заверить его в том, что Он будет помогать ему во всех предстоящих испытаниях:
» Твои потомки будут такими же многочисленными, как песок на земле; и подобно тому как земля является основой мира, так и они будут основой и опорой человечества. Благодаря им мир будет благословен. А теперь — продолжай свой путь. Я буду охранять тебя, куда бы ты ни шел!»
Именно тогда приходит к Яакову понимание истинной причины галута: Харан — не место спасения от Эсава ( Всевышний мог защитить его от брата и в отчем доме), а место, где ему Свыше предписано создать семью — еврейский народ!
Учит рав Бенцион Зильбер: «Спустя четырнадцать обязательных лет отработки за жен Яаков говорит тестю, что хочет вернуться домой. Лаван просит его остаться, приведя неожиданный довод: «Гадал я (т.е. — гадание показало мне), что Б-г благословил меня ради тебя» (30:27). Яаков соглашается с тем, что действительно — с тех пор, как он поселился у Лавана, стада Лавана увеличились и он стал много богаче. (Комментаторы добавляют, что с приходом Яакова Б-г послал Лавану и сыновей, до этого у него были только дочери). Но, возражает Яаков, теперь ему надо позаботиться и о своей семье и ее материальном благополучии.
Лаван предлагает Яакову любые условия оплаты труда по его желанию, и они заключают договор, в условия которого на протяжении последних лет, что Яаков еще оставался в его доме, Лаван непрерывно вносил изменения (мудрецы говорят, что Лаван менял условия договора сто раз). Тора очень подробно рассказывает об этих условиях и об этих изменениях.
Вопрос, который нас здесь интересует: почему так подробно и что в этом важно для нас? Если «маасе авот — симан ле-баним» («дела отцов — знак для детей»), то знаком чего являются эти события для нас? Жизнь Яакова у Лавана — это жизнь евреев среди других народов. Слова Лавана о том, что с Яаковом приходит благо, говорят о влиянии присутствия евреев на благополучие стран их обитания. (Как сказано в Торе, Всевышний обещал нашим праотцам, что ими благословятся народы мира. Яакову Он дает такое обещание именно в «Ваеце». Таргум Онкелос переводит его так: «ради тебя и ради твоих сыновей получат благословение все земные племена» — 28:14). Правители многих стран принимали к себе евреев, когда те искали убежища, и делали это не из любви, а потому что знали: присутствие евреев каким-то образом хорошо сказывается на экономике.
Именно этот аргумент приводил известный еврейский авторитет Ицхак Абраванель, служивший при дворе Фердинанда и Изабеллы, когда убеждал короля не изгонять из Испании евреев. А турецкий султан, принимавший изгнанников, говорил, что Фердинанд поступает как глупец: себе делает плохо, а туркам — хорошо. Таков один из способов, которым Б-г поддерживает евреев и помогает им выжить среди народов. Второй важный момент в эпизоде — «трудовое соглашение» и его условия. Яаков приходит к Лавану с пустыми руками, по всем представлениям заработок Яакова зависит от Лавана, Лаван, как может, мешает ему заработать. Казалось бы, что должно получиться? Что Яаков так и остается с пустыми руками, верно? А в действительности — наоборот, он становится очень богатым. Удивительное явление.
В Средние века в странах, где разрешалось проживать евреям, государственная служба была им запрещена. Владеть землей евреи не имели права. Ремесленные цеха их обычно не принимали. Евреи платили особые, очень высокие налоги, причем условия налогообложения непрерывно менялись. И все это происходило на фоне постоянно повторяющихся изгнаний, когда приходилось все бросать, искать убежища в другом месте и там начинать все заново. Как же евреи существовали экономически? Большинство путей заработать на жизнь были для них закрыты. Оставались только торговля между деревней и городом (маклерство) и ссужение денег (тот вариант банковского дела, что существовал в те времена). Тем не менее зачастую евреи жили лучше, чем можно было ожидать.
«Богатым делает благословение Г-спода», сказано в Мишлей, 10:22. Помню, когда кто-то из учеников спросил моего отца, ( рава Ицхака Зильбера — Й. С.) благословенна его память, где же в главе «симан ле-баним», отец назвал именно это. Итак, Всевышний, помогая евреям выжить в рассеянии, действует двумя путями: он посылает благословение странам, где евреи оказываются (для того, чтобы их принимали), и оказывает евреям «экономическую поддержку» на месте».
И это мы можем также выучить из последующих глав, где рассказывается о любимом сыне праотца Яакова, Йосефе, который был продан в рабство. Купил его Потифар, египетский царедворец и начальник палачей.
Дом этого египетского вельможи был чудесным образом благословен только в заслугу праведного Йосефа!