Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе». Обзор недельных глав: Микец 5782
Память моя хранит уроки рава Ицхака Зильбера (זצל), которые я слышал из его уст более четверти века тому назад. Для «подстраховки», как дорогую реликвию, храню тетрадки с пожелтевшими листами конспектов его уроков, лекций, бесед. Тогда и сегодня слова, мысли, комментарии, живые примеры Рава укрепляли, одухотворяли, радовали, обогащали знаниями. Свою книгу «Беседы о Торе» он составил на материале этих уроков. Она актуальна и, бесспорно, будет полезна многим последующим поколениям баалей тшува. Именно поэтому мы предлагаем учить ее в этом 5782 году вместе с нами! Успех и благословение всем, кто к нам присоединится!
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
В годы изобилия Йосеф готовил запасы зерна на годы наступающего голода, а когда наступил голод — стал продавать зерно.
Кроме Египта, голод поразил еще три страны: Финикию, Аравию и Палестину (Палестина — прибрежная местность в Эрец-Исраэль, где в городах Ашкелон, Ашдод, Гат, Экрон и Аза жили филистимляне).
Йосеф, как сказано в Мидраше, проявил большую смелость — ослушался Паро! Когда стали приходить за зерном люди из других стран, Паро запретил продажу: вдруг самим не хватит! Йосеф сказал: Нельзя допустить, чтобы люди умирали с голоду; надо продавать им зерно, но по определенным правилам.
И вот Йосеф издал приказ:
1. Покупатель не имеет права прислать вместо себя раба, за зерном должен прийти кто-то из членов семьи.
2. Перепродавать купленное зерно запрещается.
3. Покупатель обязан указать свое имя, имя отца и имя деда.
Основная цель, которую преследовал Йосеф третьим приказом, — увидеть братьев, узнать, что делается в семье. Он ежедневно проверял списки покупающих зерно и, наконец, дождался. От одних ворот доложили: был Реувен, сын Яакова, от других — был Шимон, бен Яаков, и т.д. Десять братьев приехали за зерном, а Биньямина — младшего, последнего сына любимой Рахели, Яаков боялся послать: как бы и с ним чего-нибудь не случилось.
«И пришли братья Йосефа, и поклонились ему лицом до земли. И увидел Йосеф братьев своих и узнал их, и притворился перед ними чужим и говорил с ними сурово. И сказал им: Откуда вы пришли? И они сказали: Из земли Кнаана, чтобы купить еду. И узнал Йосеф своих братьев, а они его не узнали. И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему о них (что они поклонятся ему. — И.З.), и сказал им: вы соглядатаи, высмотреть наготу земли (тайные объекты. — И.З.) пришли вы. И они сказали ему: Нет, господин мой, — твои рабы пришли купить еду. Мы все сыновья одного человека, честные мы, [никогда] не были твои рабы соглядатаями. И он им сказал: Нет, вы пришли высмотреть наготу земли. — А они сказали ему так: [Нас] двенадцать, твоих рабов, мы братья, дети одного человека в земле Кнаана. И вот младший с отцом сегодня, а одного нет. И сказал им Йосеф: Об этом я и говорил вам, сказав, что вы соглядатаи. Этим будете испытаны: [клянусь] жизнью Паро, что не выйдете отсюда, разве что если придет ваш младший брат сюда. Пошлите одного из вас, и возьмет вашего брата, а вы будете под арестом. И будут проверены ваши слова, правда ли это. А если нет, [клянусь] жизнью Паро, что вы соглядатаи. И взял их под стражу на три дня. И сказал им Йосеф на третий день: Вот это сделайте, и будете жить, Б-га я боюсь. Если честные вы, один брат останется под стражей, [где] вы были, а вы идите, отвезите купленное для [утоления] голода семей ваших. И младшего брата привезете ко мне. Так оправдаются ваши слова, и не умрете. И они поступили так» (42:6—20).
Возникает вопрос: почему Йосеф не сообщил отцу за столько времени, что он жив? Зачем он устроил весь этот спектакль с братьями, обвинив их в шпионаже, а когда пришел Биньямин, то зачем еще и подбросил в его мешок кубок, чтобы задержать его, обвинив в воровстве?!
Баалей hа-тосафот говорят: когда братья продали Йосефа, они наложили херем на того, кто об этом расскажет. Но сам Йосеф, казалось бы, мог подать отцу весточку и успокоить его? Правда, будучи рабом, а потом находясь в тюрьме, он был лишен такой возможности. Но когда он стал практически царем?
Дело в том, что Йосеф не хотел рассказывать отцу, что братья его продали (он не сделал этого и тогда, когда Яаков пришел в Египет). Слишком живо представлялась Йосефу эта тяжелая картина. Вот Яакову сообщают, что сын его цел и невредим. Старшие братья — Йеhуда, Шимон и Леви — краснеют и белеют. Яаков просит их рассказать правду — ведь они сами показали ему окровавленную рубаху Йосефа. Братья начинают бормотать что-то невразумительное, стараются реже заходить к отцу в дом, избегают его. Йосефу ясно виделись последствия всего этого — слабеют связи в семье Яакова, уменьшается влияние Яакова на внуков. А это — зло намного большее, чем даже слезы Яакова о Йосефе.
И Яаков двадцать два года не знал правды о Йосефе и узнал ее лишь перед смертью (это знание было дано Яакову свыше).
Однако Йосеф не считал, что молчание решает все вопросы. Что делать, чтобы отец так не страдал? И Йосеф находит решение. Б-г показал ему сон о том, что ему поклонятся одиннадцать братьев, и второй — что и отец поклонится вместе с ними. Значит, так будет. И произойдет это именно в такой последовательности. Увидев десятерых братьев, Йосеф взволновался: сон начинает сбываться! Надо ускорить события! Надо кого-то из братьев задержать, пока не придет одиннадцатый. И он решает задержать Шимона, того, кто бросил его в яму. Это будет Шимону некоторым искуплением за грех. Но вот пришел Биньямин, и все одиннадцать братьев поклонились Йосефу. Первое предсказание исполнилось. Теперь надо задержать Биньямина — тогда, наверно, придет отец, и сам Б-г покажет Йосефу развязку.
Почему братья продали Йосефа? Как могли сыновья, ученики и воспитанники Яакова совершить такой ужасный поступок?
Тора рассказывает нам, что привело их к этому.
Яаков подарил Йосефу нарядную шерстяную рубашку, выделив, таким образом, мальчика своим вниманием. Он хотел поощрить Йосефа, который успешнее, чем все остальные братья, усваивал все то, чему Яакова научили Шем, Эвер и Ицхак. Они знали много историй и поучений; ко времени потопа Шему, сыну Ноаха, исполнилось девяносто семь лет, так что он успел многому научиться у старейшего тогда человека в мире — Метушелаха, который, в свою очередь, двести сорок три года прожил при Первом человеке — Адаме. По этой цепочке было передано немало завещанных Б-гом правил поведения, и Шем был глубоко осведомлен в тонкостях исполнения семи мицвот, заповеданных человечеству Всевышним через Адама и Ноаха. Шем и Эвер были пророками, у них были свои школы, куда приходили учиться все, кто этого хотел. Но, говорят мудрецы, в том-то и состояла ошибка Яакова — нельзя выделять никого из детей, чтобы не вызвать зависть у других. Это — одна из причин.
Вторая причина — Йосеф сообщал отцу обо всех неправильных по его мнению поступках братьев. Братья же считали его сплетником. А что происходило в действительности?
Йосеф полагал, что отцу должны быть известны ошибки сыновей, чтобы он мог их воспитывать. Однажды Йосеф сказал Яакову, что подозревает братьев в разврате. Был ли у него повод сказать так? Разные люди приходили к братьям покупать молоко и шерсть, среди них и девушки. И, возможно, по глупости одна как-то сказала: «Ох, милые друзья, как я соскучилась по вас, давно мы не виделись». Если бы Йосеф слово в слово передал отцу услышанное, то Яаков все понял бы правильно. Но он просто сказал, что подозревает братьев в разврате.
Еще один пример. Кто-то из сыновей — Реувен или Шимон — как-то прикрикнул на детей Билhи или Зилпы: «Что медлишь, давай поскорее!» А Йосеф сказал отцу, что братья относятся к детям Билhи и Зилпы как к рабам.
Третья причина — сны. Йосефу снится, что одиннадцать снопов (братья) поклонились ему, и он рассказывает об этом сне. С точки зрения братьев это значит, что Йосеф «спит и видит», как сделает их своими рабами. А потом Йосеф рассказывает еще и о сне, в котором не только братья, но и отец вместе с ними кланяется ему. Тут братья не выдерживают. По их мнению, в семье растет деспот, мечтающий поработить и их, и отца, и этим разрушить всю семью Яакова. А им было известно, что от детей Яакова произойдет великий народ. Надо спасать будущее народа. Шимон и Леви считали, что Йосефа надо убить, а Йеhуда говорил, что Йосефа нужно продать. И лишь спустя двадцать два года, когда братья сами попали в беду, когда они увидели, что никому из покупателей зерна не задают никаких вопросов, а их посадили в тюрьму и обвиняют в шпионаже, они поняли, что есть за ними вина и что это — вина перед братом: «Мы видели беду души его, когда он умолял нас, и не слушали. Потому постигла нас эта беда» (42:21). И осознали свою вину окончательно, когда Йосеф признался им, что он — их брат, когда он кормил все их семьи и ни разу не напомнил о прошлом. Тогда их стала мучить совесть, и мучила долго…
Йосеф сказал братьям после смерти Яакова: «Б-г замыслил это (продажу Йосефа в рабство. — И.З.) к добру, чтобы … сохранить жизнь многочисленному народу. И ныне не страшитесь — я буду кормить вас и ваших детей. И утешал их и говорил [слова, входящие] в их сердца» (50:20-22).
Приход семьи Яакова в Египет и долгое пребывание его потомков в этой стране — первый галут в истории евреев. Порожден он враждой между братьями.
Эти «дела отцов» повторились в судьбе «детей» во времена Второго Храма, когда два брата — Гиркан и Аристобул, оспаривавшие друг у друга престол Иудеи, обратились за разрешением своей распри к римлянам. Это позволило Риму впервые ввести войска в Иудею якобы для урегулирования конфликта, что в конце концов привело к разрушению Храма и изгнанию евреев.
Вражда между евреями неизменно приводила к пагубным последствиям для народа. И наоборот, единство евреев всегда было источником спасения и удачи.