Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

26
Дек

Хидушим на исходе Шаббата. Ваехи.(«Грех» толщиной с волосок)

За вознесение души р. Хаима бен Михаэля Алтера (זצל).

Сегодня, 22 Тевета, после шивы его дочерей собираемся читать теилим и Кадиш на могиле нашего друга

Как известно, за все семнадцать лет пребывания Яакова-авину в Мицраиме, его сын Йосеф — правитель страны, принявшей семью нашего праотца, не встречался с ним один на один ни разу, а только в присутствии других братьев. Объясняют мудрецы, что поступал так Йосеф с целью застраховаться от допустимого вопроса отца: как он оказался в Мицраиме? Праведный Йосеф не хотел огорчать отца, что такой шлихут по отношению к нему «выпал на долю братьев».

Однако, узнав, что отец смертельно болен, он изменил своему «правилу» и прибыл к больному только в сопровождении своих двух сыновей, Менаше и Эфраима! Чтобы, во-первых, — получить для них благословение; во-вторых, — смертельная болезнь Яакова практически исключала расспросы о прошлом Йосефа! В Торе эта встреча описана так:

«И сказал Йосеф отцу своему: «Это сыновья мои, которых дал мне Элоhим здесь». И сказал тот: «Подведи же их ко мне, и я благословлю их».

Глаза Исроэля помутнели от старости — не мог он видеть. И подвел тот их к нему, и он поцеловал их, и обнял их. И сказал Исроэль Йосефу: «Не надеялся я видеть твое лицо, и вот, показал мне Элоhим и потомство твое».

И отвел их Йосеф от колен его, и поклонился лицом своим до земли. И взял обоих: Эфраима в правую свою руку, к левой Исроэля, и Менаше в свою левую, к правой Исраля, и подвел к нему.

И простер Исроэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую на голову Менаше. Намеренно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем. И благословил Йосефа, и сказал: ,

«Элоhим, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Ицхак, Элоhим, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих! И будут названы они именем моим и именем моих отцов, Авраама и Ицхака! И как рыбы во множестве будут среди земли!»

И увидел Йосеф, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы свести ее с головы Эфраима на голову Менаше.

И сказал Йосеф отцу своему: «Не так, отец мой, ибо этот – первенец? Клади правую руку твою на его голову».

И воспротивился его отец, и сказал: «Знаю, сын мой, знаю! Он также станет народом, он также будет велик; но меньший его брат будет больше его, и потомство его будет многочисленным народом».

И благословил он их в тот день, сказав: «Тобою будет благословлять Исроэль, говоря: ‘Да сделает тебя Элоhим, как Эфраим и Менаше’». И поставил Эфраима впереди Менаше.» (Берешит, 48: 1-20).

Итак, постараемся осознать, что хотели выразить отец и сын своими поступками и словами, и какие последствия будут начертаны этими действиями и диалогом между ними…

Начнем с праотца Яакова. Перед ним два внука от любимого сына, которых он хочет и готов благословить особенно, уравняв их со своими сыновьями — главами колен. Йосефа это, бесспорно, радует!

Теперь действия сына: старшего Менаше, он подводит к правой руке Яакова-авину, как первенца, получить более сильное благословение, а младшего Эфраима — к левой…

Заметим, что праведный Йосеф этим не устанавливает «новый порядок»: так было принято, что первенца благословляли значительней остальных сыновей.

Действия Яакова: Как видим, наш праотец с этим не соглашается и, скрестив руки, возлагает их на головы внуков — левую руку на голову Менаше, а правую — на голову Эфраима.

Почему он так поступил? Что это значит?

Чтобы ответить на этот вопрос, — проанализируем как на это реагирует сын: «и прискорбно было ему это…»

Йосеф: И взял он руку отца своего, чтобы свести ее с головы Эфраима на голову Менаше» (см. выше).

Яаков: «упираясь», не желает изменить положение своих рук, так как предлагает сын.

Йосеф: пытается убедить его словами: «Не так отец мой ибо этот – первенец? Клади правую руку твою на его голову

Яаков: И воспротивился его отец, и сказал: «Знаю, сын мой, знаю! Он также станет народом, он также будет велик; но меньший его брат будет больше его, и потомство его будет многочисленным народом».

То есть, как объясняет Раши, он пророчески увидел происхождение от Эфраима — Йошуа бин Нуна- преемника Моше-рабейну, который «введет народ во владение Землей, будет учить его Торе и прославится всемирно тем, что остановит солнце в Гивоне и луну в долине Аялона….

А также, добавляет великий комментатор, -«опередит брата при расположении знамен и принесении даров предводителями колен при освящении жертвенника».

Р. Моше Лев — организатор вечера памяти нашего общего друга Хаима Алтера (זצל) добавил еще один комментарий поступка отца Йосефа-праведника:

Менаше — первенец — «правая рука» отца. Только его подразумевает Тора, когда повествует о исполнении повелений наместника Мицраима, который утверждает свои намерения через старшего сына! От такой высоты и значимости может вскружиться голова. Поэтому дед хочет «заземлить» старшего внука ( к его же благу!) и возвысить младшего.

За какие же заслуги Эфраим получил благословение первенца? Дело в том, что Всевышний благоволит к людям скромным, а Эфраим был скромен и непритязателен, за это он и получил право первородства…

Мотивация поступка праотца Яакова теперь понятна: он поступает согласно своему пророческому видению.

Однако нам все же остается опция еще для вопросов. Спросил рав Яков Шимон Гельфман из Кирьят Сефера на шаббате «Ваехи» в Дор ревии:

«Почему Яаков-авину напрямую не просит Йосефа поменять сыновей местами и подвести к его правой руке младшего, Эфраима? Ведь так намного проще, чем скрещивание рук!

Он же и ответил: «Наш праотец дает урок мусара своим потомкам в грядущих поколениях, так как не хочет обидеть ни наместника огромной империи, ни просто любимого сына, навязывая свою волю словом, понимая, что этим он заденет его кавод! Поэтому молча скрещивает руки, чтобы благословение первенца отдать младшему».

Размышление о том, что произошло в результате этого — и есть «хидуш«.

Йосеф-праведник реагирует на скрещивание рук отца дважды: первый — «… и взял он руку отца своего, чтобы свести ее с головы Эфраима на голову Менаше»; второй — «… пытается убедить его словами: «Не так отец мой ибо этот – первенец? Клади правую руку твою на его голову!»

Прокомментируем это страшное «взял«: Здесь — мгновенная реакция на скрещивание рук, чисто эмоциональная!

То есть, получается, что «эмоции отодвигают» мудрость Торы и мидот Йосефа-праведника?!

«Нет ничего нового под солнцем»: подобное находим и у Реувена, первенца Яакова от Леи.

После смерти Рахели Яаков перенес свое ложе в шатер Билы, тем самым объявив, что отныне место Рахели займет Била. Это не понравилось Реувену, который заботился о чести своей матери, Леи. «Пока была жива Рахель, она все время была соперницей моей матери. Так неужели теперь ее служанка станет на ее место?» Поэтому Реувен решил помешать Яакову войти в шатер Билы и дать ему понять, что его место — у Леи. Но как это сделать?

Чтобы помешать Яакову, Реувен зашел в его шатер и лег на постель отца, притворившись спящим.

В каждом из четырех шатров своих жен Яаков поставил особое ложе, для Шехины, и приходил в тот шатер, в котором он ощущал ее Присутствие. Таким образом, поступок Реувена задевал не только честь отца. В Торе сказано: «Реувен пошел и лег с Билой». Эти слова ни в коем случае не означают, будто он прелюбодействовал с ней. Они означают, что он привел в беспорядок ложе своего отца. Но и такой поступок Тора рассматривает как вмешательство в интимные отношения отца и обвиняет Реувена в серьезном грехе, подобном тому, как если бы он действительно лег с Билой…» (Шаббат, 55б; Раши; Мидраш «Берешит Раба«).

Для нас важно, как оценивает поступок сына его отец:

«Порывистый, как вода, стремительно несущаяся по своему руслу, ты не будешь превосходить  других братьев. Ибо ты отстаивал права своей матери — но в ревности своей расстроил оба ложа (ложе своего отца и ложе Шехины).Тем самым ты осквернил Шехину, покоившуюся над моим ложем » (Берешит, 49:4).

Из комментария Раши понимаем, что Реувен, следуя за эмоциями, как бы «выходит из-под защиты Небес» … и ошибается: и, вместо того, чтобы спросить у отца, почему он «пренебрегает» его матерью? — первенец Леи, как ему кажется, «устанавливает справедливость»!

«Безудержность и порывистость, то, как ты поспешил обнаружить свой гнев, уподобляясь водам в их бурном течении, поэтому…» — «… ты преимущества не получишь…» (Раши на «Берешит«, 49:4)

Из-за своего проступка, Реувен потерял право первородства. Вместо него двойную долю, причитающуюся первенцу, получил Йосеф.

Но он, как видим повторяет своего старшего брата по отцу! И своим «безвинным» действием больно достает»

Яакова-пророка, провозгласившего:

«Элоhим, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Ицхак, Элоhим, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих! И будут названы они именем моим и именем моих отцов, Авраама и Ицхака! И как рыбы во множестве будут среди земли!»

Яаков-авину утверждает младшего Эфраима наследником благословения первенца. Йосеф своей попыткой поправить отца вносит путаницу в статус братьев и формирует устоявшееся на века противостояние двух родственных колен, поднятых благословением деда на огромный духовный уровень!

И наказание за, на наш взгляд, мизерное действие (намерение исправить перекрещение рук отца) обрушится на его потомков страшной, обидной ничем ни оправданной трагедией! И корни ее в упомянутом благословении:

«… И как рыбы во множестве будут среди земли!»

Проследим, что имеется в виду: Ифтах-гилади (колено Менаше) побеждает в войне амонитян, и по договоренности со старейшинами Исроэля становится главой еврейского народа. Спустя некоторое время подступили к нему мужи колена Эфраима, оспаривая его право на власть и главенство над домом Йосефа,
аргументируя свои притязания тем, что в доме Йосефа они старше, чем Менаше, как сказано: «И поставил Эфраима перед Менаше» (Берешит, 48:20). Ифтах принял вызов – и похоронил их претензии вместе
с сорока двумя тысячами погибших в этой битве Эфратян…
Эта кровавая трагедия, эта братоубийственная война описана в «Книге Судей» так: «И собрал Ифтах всех мужей Гилада и воевал он с Эфраимом, и разбили мужи Гилада Эфраима, ибо они сказали: Беглецы Эфраима вы,
Гилад – среди Эфраима, среди Менаше.
И заградил Гилад Эфраиму переправы через Иарден. И было, когда беглецы Эфраима говорили: «Перейти бы мне! — то говорили ему мужи Гилада: «Не эфратянин ли ты?
– И говорил он: Нет. И говорили ему: Скажи-ка, «шиболет«!
– И говорил он: «сиболет«, не умея верно произнести. И хватали его, чтобы зарезать его на переправах через Иарден, и пало в ту пору из Эфраима сорок две тысячи…» («Книга Судей», 12:4-6).

Подобно рыбам, которым в воде гибель приходит через рот, когда они попадаются на удочку, сыны Эфраима, будут у вод Иардена погублены воинами Ифтаха, когда не выдержат испытания в произношении своими ртами слова «шиболет» (стебель или водоворот)».

И на это намекает праотец Яаков в своем пророческом благословении внуков. И зесь наказание Йосефу за «грех, толщиной с волос»!


Оставить Комментарий