«… Я Б-г — твой целитель». Хидушим на исходе шаббата: Бешалах 5782
Учат мудрецы, что записывать на исходе шаббата «свои» маленькие хидушим (открытия в понимании недельной главы), обязан каждый еврей. Их очень ждут в высших мирах! Мы продолжаем это начинание. За вознесение души нашей мамы — Перл (Полины) дочери Йоэля (זצל).
Написано в недельной главе «Бешалах: «И сказал Он: Если будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь, — твой целитель (врач — Й. С.) (Шмот,15:26).
Поразмыслим над информацией, содержащейся в этих стихах Торы. Начнем с последнего предложения: «Я, Б- г — твой целитель». Согласитесь, что это утверждение — на вечность, а не только для вышедших из Мицраима. Тогда отсюда вывод: что на мицрим были наведены все болезни, которые потом проявятся в будущем — до Машиаха!
Однако, Милосердный и обнадеживает: «… на тебя их не наведу…» при условии:
- «Если будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего. Что это значит, учим у Итро, тестя Моше-рабейну: » И услышал Итро — коэн Мидьяна (Шмот,18:1). Комментирует Раши: «Какую весть услышал он и пришел? (выделено мною — Й.С.) — О расколе Ям Суф, и о войне с Амалеком. Через Мидраш понимаем пояснение Раши: «
Однако существует уникальное средство, способное излечить все духовные болезни, даже если человек совершил множество различных прегрешений. Лекарство, которое излечивает все, — СЛУШАТЬ СЛОВО СОЗДАТЕЛЯ. Так увещевал пророк Ирмеяу людей своего поколения: «СЛУШАЙТЕ слово Ашема, Дом Яакова! Даже если душа ваша отягощена многими различными грехами, СЛУШАЙТЕ, И ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ!»
Хотя все народы слышали (все выделено мною Й.С.) громоподобный треск расступающегося Ям Суф и знали о победе народа Израиля над Амалеком, они, однако, не прислушались к этому предупреждению.
Был только один человек, осознавший смысл этих грандиозных событий. Поняв, что Ашем всемогущ, он сделал вывод, что служить Ашему — его моральный долг. Этот человек — тесть Моше, Итро.
Он жил в Мидьяне, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа. Сначала Итро готовился присоединиться к Амалеку в его борьбе против народа Израиля. Но когда он услышал о чудесной победе евреев и о повелении Всевышнего уничтожить Амалека за нападение на них, — немедленно раскаялся.
Итро без промедления взял жену Моше, Ципору, и двоих ее сыновей (которые не принимали участия в исходе из Египта, потому что Моше вернул их в Мидьян, пожить в доме деда) и отправился в пустыню, в лагерь сынов Израиля. Он собирался стать гером и присоединиться к евреям в пустыне, даже если ради этого пришлось бы поступиться высоким положением и удобствами повседневной жизни…
Подведем черту: если будешь прислушиваться»— это есть «принятие», которое они осуществят (т. е. это готовность исполнять заповеди, подчиниться законам Превечного).
2.»… и то, что прямо в Его глазах, делать будешь…» — это исполнение (заповедей).
3. и будешь внимать Его заповедям — приклонишь ухо свое (чтобы вникнуть и исполнять заповеди с предельной) точностью и осторожностью.
4. «… и соблюдать все Его законы» — то, что является не чем иным, как предписаниями, указами царскими даже без (известного нам) обоснования; и дурное побуждение выдвигает против них возражения: «В чем смысл этого запрета? Почему это запрещено? Как, например: (запрет) носить одежду из смеси шерсти со льном (шаатнез); (запрет) есть свиное мясо; (заповедь о) красной корове и т. п. [Йома 67б].
Подытожим: соблюдая четыре условия, еврей удостаивается обетования не заболеть никакой болезнью!!!
Тут же, понятно, спросим: «Почему тогда сказано: «Я Б-г — твой целитель?» — Если нет болезней, зачем врач?!»
Ответ: 1. Потому что не будет таких праведников, которые могли все эти условия соблюсти ( За исключением Моше-рабейну, его старшего брата Аарона-первосвященника, сестры Мирьям-пророчицы и 1-2-х в каждом последующем поколении).
2. И тогда нужен врач! Потому что, — «если и наведу на тебя (за неповиновение), то они как бы и не были возложены (они будут сняты с тебя, как только ты раскаешься в твоем непослушании), «ибо Я, Господь, — твой целитель». Это аллегорическое толкование. А согласно прямому значению: «ибо Я, Господь, — твой целитель», и Я учу тебя Торе и заповедям, чтобы спасти тебя от этих (болезней). Так врач говорит человеку: Не ешь этой пищи, она вызывает такую-то болезнь. И также сказано: «исцелением будет это (повиновение Превечному) для тела твоего» [Притчи 3, 8], [Мехильта].
. |
— |