Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе». Обзор недельных глав: Мецора 5782
Память моя хранит уроки рава Ицхака Зильбера (זצל), которые я слышал из его уст более четверти века тому назад. Для «подстраховки», как дорогую реликвию, храню тетрадки с пожелтевшими листами конспектов его уроков, лекций, бесед. Тогда и сегодня слова, мысли, комментарии, живые примеры Рава укрепляли, одухотворяли, радовали, обогащали знаниями. Свою книгу «Беседы о Торе» он составил на материале этих уроков. Она актуальна и, бесспорно, будет полезна многим последующим поколениям баалей тшува. Именно поэтому мы предлагаем учить ее в этом 5782 году вместе с нами! Успех и благословение всем, кто к нам присоединится!
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
«Живую птицу возьмет, а также кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над родниковой водой. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и очистит его, и выпустит живую птицу в поле» (14:6, 7).
Как следует из стиха, для очищения человека, пораженного цараат — проказой (отсюда мецора — «прокаженный»), после излечения необходимы две кашерные птицы, кедровая ветвь, червленая нить (шерстяная нитка, особым веществом окрашенная в красный цвет) и трава иссоп. Коhен связывает красной ниткой ветку кедра с травинками иссопа, режет одну из птиц над глиняным сосудом с родниковой водой, в который стекает ее кровь, затем окунает в эту воду кедровую ветвь с иссопом и живую птицу и брызгает водой с них на очищаемого.
В тот же день и на седьмой день после этой процедуры очищаемый окунается в миквэ, а на восьмой приносит в Храм соответствующие жертвы. Без этого он остается нечистым, сколько бы времени ни прошло после выздоровления.
В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие одной из причин появления на теле пятен цараат.
Тосафот так комментируют это место в Торе: «Слово мецора делится на два слова — моци ра (“выносит плохое”, любит рассказывать плохое о людях)».
Бааль hа-Турим дополняет этот комментарий следующим рассуждением.
Пернатые непрерывно щебечут. Двух птиц берут как напоминание о болтовне очищающегося.
Обычно лашон hа-ра идет от гордости — я умнее, я выше других, как глупы поступки такого-то и т.д. Поэтому ветку кедра — одного из красивейших высоких деревьев — кусочком шерсти, окрашенной кровью особого червячка, соединяют с травой иссоп, растущей на крышах и стенах. Ты мнишь себя кедром? Ошибаешься — ты червяк, травинка.
Семь раз брызгают на очищающегося — указание на семь причин, по которым он мог быть наказан.
Одну птичку режут, а другую — отпускают. Станешь снова сплетничать — наказание может вернуться к тебе, как возвращается на старое место живая птица. Не будешь больше злословить — не вернется, как не возвращается птица мертвая.
Пятна могут появляться и на зданиях.
«Когда войдете в страну Кнаан, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язвы проказы на дома в стране вашего владения, и придет хозяин дома, и скажет коhену так: “У меня как бы язва показалась на доме”. …И осмотрит [коhен] язву, и увидит, что на стенах дома — язва, углубления ярко-зеленые или ярко-красные… и выйдет коhен из дома наружу, и закроют дом на семь дней. И когда на седьмой день коhен вернется и увидит, что язва распространилась по стенам дома, то прикажет коhен, и выломают камни, в которых язва, и выбросят их за городом в месте нечистом. А дом выскоблят изнутри и снаружи, и высыпят обмазку, которую выскребли, за городом в нечистое место. И возьмут другие камни и вставят вместо [тех] камней, и обмазку другую возьмут и обмажут дом. Если же язва опять появится и зацветет на доме после того, как выломали камни, и после скобления дома, и после обмазки, и придет коhен, и увидит, что язва распространилась по дому, — проказа едкая на доме, нечист он. И пусть разрушат дом, его камни и его дерево, и всю обмазку дома, и вынесут за город, в нечистое место. И тот, кто вошел в дом во все дни, на которые заперли его, нечист до вечера» (14:34—46).
Интересно и то, что законы о пятнах в доме действительны только в обещанной нам стране. Причем проказа поражала дома настолько редко, что в Талмуде приводится лишь один случай, когда кто-то помнил место, где высыпали камни, на которых была язва.
Рамбам в десятой книге свода законов «hа-яд hа-хазака» — «hилхот тумат-цараат» (гл. 16, hал. 10) — пишет следующее: «Слово цараат применяется в разных несхожих случаях. Побеление кожи человека называют цараат, выпадение части волос головы или бороды тоже называют цараат, изменение цвета одежды или стены дома тоже называют цараат. Изменения цвета одежды или стены — это неестественное явление. Оно было знаком [свыше]… для предупреждения лашон hа-ра. У того, кто злословил, на стенах дома появлялись пятна. Если [человек] исправился, то [цараат] проходит и дом очищается. Если продолжает злословить, то дело доходит до разрушения дома».
Другими словами, не отключают электричество неплательщику, не напомнив о неуплате. Б-г не сразу наказывает человека болезнью. Сначала язва появляется на доме. Если грешник не исправляется, проказа поражает кожаные изделия и одежду. Если он по-прежнему не изменяет свое поведение — приходится сжечь одежду, разрушить дом, и только после этого появляются белые пятна на теле.
Рамбам продолжает: «Он изолируется [за городом], пока не перестанет заниматься злоязычием и высмеиванием людей. Поэтому стоят рядом два стиха: “Берегись язвы проказы и поступай так, как укажут вам священники из колена Леви по тому, что Я им заповедал; тщательно исполняйте [это]. Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта” (Дварим, 24:8, 9)».
Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям. Она — пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: «А Моше — скромнейший человек из всех людей на земле» (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками. Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках… Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах… А потом начинают говорить против Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.
Рамбам цитирует пророка Малахи (3:16): «Говорили друг с другом боящиеся Г-спода, и внимал Г-сподь, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся Г-спода и чтущих Его Имя».
А понимать это мы должны так: если два человека говорят о чем-то хорошем, угодном Б-гу, они вносятся в особый список Б-гобоязненных.