Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

13
Ноя

Учим недельную главу Торы: Ваера 5783

Авраама посещают три путника-ангела. Они предсказывают ему, что Сара родит ему сына и когда именно. Тора подчеркивает присущее Аврааму гостеприимство, с которым он принимает путников. Ангелы уничтожают за грехи города Сдом и Амору. Лот, живший в Сдоме, спасается. Родился Ицхак. Авраам удаляет из дому Агар и Ишмаэля. Всевышний подвергает Авраама последнему, десятому испытанию. Он приказывает ему принести в жертву любимого сына Ицхака на одной из гор, которая будет ему указана. Ангел останавливает уже занесенную над сыном руку Авраама. На горе Мория, где совершилась акедат Ицхак (букв.: «связывание»; Авраам связал сына, прежде чем положить его на жертвенник), впоследствии был построен Храм

В эпизоде с тремя путниками, которых принимает Авраам, больше всего, наверно, поражает то обстоятельство, что ради них Авраам-авину прервал беседу с Б-гом, явившимся ему на третий день после обрезания.

Получается, говорит Талмуд, который пристально рассматривает каждую деталь этого эпизода в Торе, что принять гостей – задача более высокая, чем принять Шехину, Присутствие Всевышнего, т.е. – чем говорить с Б-гом. Как это может быть? Достигнуть духовного уровня, на котором человек способен говорить с Б-гом, – это очень много. Но еще более высокого уровня, говорят мудрецы, достигает человек, который уподобляется Всевышнему в своих действиях, который подражает Его качествам. А принимать гостей, предоставить кров бездомному и еду – голодному, т.е. творить добро, значит выполнять действие, подобное действиям Всевышнего.

Таков один из аспектов, в котором рассматривается данный вопрос, разумеется, не единственный. Но мы пока ограничимся этим и на тему гостеприимства вспомним такую историю. Рассказывают, что как-то рав Иосеф-Дов Соловейчик, находясь в дороге, остановился на постоялом дворе. Рав был одет просто, выглядел как обычный еврей, и хозяин, не узнав в нем величайшего мудреца поколения, имя которого было известно каждому еврею, принял его не слишком любезно. Сказал, что в доме и без того тесно, и отвел раву место для ночлега в коридоре.

Ночью на постоялый двор явился хасидский ребе с большой группой учеников, был с почетом принят и препровожден в номер. Проходя по коридору, ребе увидел рава Соловейчика и изумился: Как? Что? Рав Иоши-Бер (идишский вариант имени)! Вы здесь?! По каким делам?

Хозяин двора, ужаснувшись своей ошибке, просил у рава Соловейчика прощения.

– Хотите, чтобы я вас простил? – отвечал рав Иосеф-Дов. – Тогда приезжайте ко мне в Бриск.

Побывав в Бриске, хозяин постоялого двора своими глазами увидел, как выглядит гостеприимство рава. На прощание рав сказал ему:

– Как ты думаешь, почему в Талмуде так много говорится о гостеприимстве Авраама и так мало – о гостеприимстве Лота?

(В Торе описывается, как Лот принимал у себя двух ангелов, и происходило это не где-нибудь, а в Сдоме, где вообще категорически запрещалось принимать гостей. Лот рисковал и собой, и своими домашними!)

– Лот принимал ангелов, – продолжал рав, – а Авраам – просто путников. Принять ангелов каждый может, а вот простого человека? Ты не знал, что я Брискер ров. Ну, а простых евреев как надо принимать?


Оставить Комментарий