Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

14
Янв

Учим недельную главу Торы: Шмот 5783

рав Лев Кацин

«Это честь — убить фашиста! — сказал Френти Чек молодому товарищу по оружию. — Распори ему живот!» Партизаны не тратили патроны на пленных немцев…
– Я родился в Братиславе в 1929 году, — рассказал мне Роми Кохен, автор книги «The Youngest Partisan», известный в Нью-Йорке филантроп, опытный моель, сделавший тысячи обрезаний евреям из бывшего СССР. — В 1942 году началась депортация евреев Словакии, и моя семья была отправлена в концлагерь, мне же удалось присоединиться к подполью. Так я, подросток, стал связным, передавал еврейским семьям деньги, для того чтобы они могли платить прячущим их соседям. 
Однажды меня арестовали два немецких солдата, но по дороге в гестапо мне удалось вырваться из их рук и убежать, уворачиваясь от пуль. Однако у них осталась мое фиктивное удостоверение личности, и на следующий день весь город был увешан плакатами с моей фотографией. Я не мог больше оставаться в Братиславе, и подполье решило переправить меня к партизанам в Карпатские горы Словакии… 
– Как тебя зовут? — спросил меня командир партизанского отряда капитан советской армии Костешенко. 
– Роми Кохен. 
– По документам ты Ян Ковач.
– Это фальшивка, я — еврей и мое имя Роми Кохен. 
– Запомни, ты — Ян Ковач! — капитан ударил по столу. 
Потом я понял, что он спас мне жизнь, антисемиты могли еврея убить.
Я сменил имя, но остался евреем. 
Однажды вместе с товарищем по оружию Френти Чеком я захватил в плен двух немецких солдат. После допроса одного из них вывели перед строем. Право уничтожить фашиста предоставлялось тому, кто взял его в плен. Френти предложил мне распороть фашисту живот. Я мог отомстить за моих родителей, братьев, сестер, за всех замученных евреев. Но я остался евреем: уничтожая фашистов в бою, я не мог убить пленного.
– Френти, я уступаю тебе честь убить фашиста, — сказал я и отошел в сторону, чтобы не видеть расправы над пленным…»

.. Почему Книга Исхода называется Книгой «Шмот»? Потому что евреи удостоились выйти из Египта в заслугу за то, что не изменили своих имен, говорят мудрецы Талмуда. 
Имя выражает суть человека. Изменение имени — это измена своей сути. Евреи не изменили своих имен, оставаясь верными своей сути, своему предназначению, своей жизненной миссии, своим отцам. 
И если первая книга Торы повествует об отцах народа, то вторая рассказывает об их потомках, которым удалось даже в египетском рабстве сохранить свою духовную суть. 
Первую книгу Торы «Берешит» Рамбан называет «посевом», а вторую книгу «Шмот» — «цветением».
«Когда зерно сеют в землю, то кажется, что оно пропадает. Однако посев — это лишь подготовка к цветению, — пишет рав Шор в книге «Ор Гедалиягу». — При этом зерно должно сохранить свои жизненные силы и пережить в земле холодную зиму». 
Так же и тьма изгнания является подготовкой к свету Исхода. Тогда освобождение является высвобождением сил, сохранившихся в душах переживших страдания людей.
«И сказал Всевышний: Да будет свет!» — это первая книга Торы, — говорят мудрецы. Это книга отцов, заложивших потенциал в своих детей. 
«И был свет!» — это вторая книга Торы. Книга Исхода посвящена потомкам отцов, которые даже во тьме рабства сохранили сокрытый в их душах свет и, не изменяя своих имен, сути своей, реализовали заложенный в них отцами потенциал: «И был свет!»
Лея назвала своего первого сына Реувеном (дословно — «смотрите сын»), говоря: «Увидел Всевышний страдания мои» (Берешит, 29:32). Имя Реувен напоминает, что Всевышний видит страдания людей, вдохновляя и человека уподобиться Всевышнему и видеть страдания окружающих людей. В этом имени сокрыто также благословение о будущем Исходе. Ведь Всевышний относится к человеку так же, как человек относится к людям. Если человек сострадает людям, то и Небеса проявят к нему сострадание. 
Моше вырос во дворце фараона, но каким-то чудом сохранил свою духовную суть и увидел страдания своих братьев (Шмот, 2:11). В награду за это и Всевышний увидел страдания евреев и вывел их из Египта…
«С волками жить — по-волчьи выть» — говорят некоторые. Однако Талмуд призывает: «Даже там, где нет человека, постарайся быть человеком!»

В какой бы тьме ни оказался человек, он должен стремиться хранить и проявлять свет своей души.



Оставить Комментарий