Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

11
Май

Учим недельную главу Торы: Беар — Бехукотай 5783

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Свадьбы не будет! Сара разорвала помолвку. — Мой друг Хаим стоял со слезами на глазах в дверях моего дома (я изменил имена героев истории). Хаим испытывал обиду и боль. Он был готов построить свою жизнь с Сарой, но она его отвергла. Ему было стыдно перед многочисленными родственниками и друзьями, которые с нетерпением ожидали приглашения на свадьбу. Я пригласил Хаима войти, обнял его, и мы открыли третью главу книги «Ворота Раскаяния» Рабейну Йоны. Мы читали слова современника Маймонида и вспоминали о том, что все что ни делается — к лучшему, и что со временем человек может переосмыслить события своей жизни, осознав, что даже страдания и испытания принесли ему пользу. Вскоре Хаим познакомился с другой девушкой, они поженились и построили крепкую еврейскую семью. — А как сложилась судьба Сары? — спрашивал я знакомых. Годы шли, а Сара никак не могла устроить свою жизнь. Десять лет спустя Хаим рассказал мне, что получил от Сары письмо, в котором она просила прощения за то, что обидела его, разорвав помолвку. Хаим искренне простил ее в своем сердце, написал ей об этом и пожелал встретить свою половину. Вскоре Сара вышла замуж…Какая связь между нанесением обиды и сложностью в устройстве своей жизни? Однажды Ави поведал мне, что испытывал большие сложности в общении с женой. Он обращался к раввинам и психологам, но ему никак не удавалось добиться мира и согласия в семье. Тогда он решил обратиться за советом к известному израильскому раввину, который приехал в Нью-Йорк на несколько дней. Раввин выслушал его, и неожиданно спросил: — Была ли у тебя девушка до женитьбы, которую ты обидел? — Да, была, — признался Ави. — Ты должен отправить ей письмо с просьбой о прощении. Получив ее прощение, ты сможешь обрести семейное счастье! — посоветовал ему ребе…Тора обязывает нас бережно относиться не только к жизни, здоровью и имуществу людей, но и к их чувствам, формулируя особый запрет нанесения обиды. «Не обижайте друг друга, и бойтесь Вс-вышнего». (Ваикра 25:17). Этим Тора запрещает оскорбление словом, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда (Бава Мециа 58). — Нельзя обижать человека и нельзя давать ему совет, противоречащий его интересам, но удобный и полезный советчику. А если скажешь: «Кто узнает о моих недобрых намерениях?» Поэтому сказано: «И бойся Вс-вышнего». — Тот, Кто знает мысли (человеческие), знает (твои намерения и побуждения). Во всем предоставленном совести человека, когда никому, за исключением самого человека, не известно (истинное намерение), сказано: «И бойся Вс-вышнего». Нанося оскорбление человеку, мы зачастую оправдываем себя: «Я совсем не намеревался его обидеть». В действительности важно не только то, что ты намеревался сделать, а то, что сделал!Во взаимоотношениях с людьми мы должны проявлять особый такт, особую осмотрительность.«Огонь жжет! — повторял рабби Хаим Шмулевич, глава иешивы “Мир” в Иерусалиме. — Обида, как огнь, жжет не только обиженного, но и обидчика и его потомков!» В качестве доказательства этой мысли рав Шмулевич приводит следующее место в Торе. Когда при обыске сыновей Яакова в мешке Биньямина был найден бокал, который ему подложили по приказу главного министра Египта, братья от горя «разорвали свои одежды» (Берешит 44:13). Биньямин, конечно же, не намеревался причинить боль своим братьям. Однако поскольку они все-таки из-за него испытали страдания, то потомок Биньямина должен был за это расплатиться… Прошли столетия. Над евреями Персии нависла угроза уничтожения. Узнав о планах Амана, потомок Биньямина Мордехай «разорвал свои одежды» (Эстер 4:1). Мера за меру. Что посеешь, то и пожнешь! Человек не может построить своего счастья на несчастье других.И если верно, что нанесенная обида неизбежно возвращается обидчику, то верно и обратное: тот, кто дарит счастье другим, сам удостаивается счастья.

*************************************************************************************************************************

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы (автор рав Исроэль Спектор)

«Потому, что они мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской»(25:42)

Когда Османская империя приняла у себя изгнанных из Испании евреев, оценив сокровище, скрытое в еврейских способностях, непременным требованием евреев было разрешение вести еврейский образ жизни и освобождение от воинской повинности. Султан охотно согласился и дал евреям письменное обязательство — «фирман».

Через двести лет явился посланник султана в дом главного раввина Стамбула р. Моше Алеви. От имени султана он потребовал от рава вернуть старый «фирман». Намерения султаны были очевидны: он решил призвать евреев в армию. Ответил главный раввин: «Фирман дан не мне лично, и даже не главному раввину двести лет тому назад. Он дан всей общине. Я посоветуюсь с людьми и попрошу разрешения его вернуть».

Велел рав собрать общину. Замешательство было велико. Султан правил тяжелой рукой, никто не мог избежать назначенных им штрафов, налогов и даже изгнания. Поднялся молодой руководитель ешивы р. Шломо Элиэзер Альфандари и заявил: «У султана нет никакой необходимости в горстке еврейских солдат. Эта мера направлена против иудаизма, и по алахе, нельзя соглашаться на это!» Рав Моше, услышав эти слова, заявил: «Никто не примет более верного решения, чем р. Шломо Элиэзер. Закон всегда устанавливается по его мнению!»

Раби Шломо не побоялся выказать свой возмущение самому султану и заплатил за это цену — был выдворен из Стамбула. Он стал равом Дамаска, а позже поднялся в Иерусалим, где прожил до глубокой старости. Ни глаза, ни память не подводили его до последнего дня жизни. Р. Шломо умер 22 ияра 5690 г. (1930 г.) в возрасте 114 лет. Он похоронен на Масличной горе.

«А над братьями вашими, сынами Израиля, никто да не властвует над братом своим с жестокостью» (25:46)

Однажды рав Бенцион Аба Шауль увидел ученика, бросившего бумажку на пол. Обратился рав к ученику: Смотри, ты сейчас нарушил запрет Торы! «Какой запрет?» — удивился ученик.

«Ведь уборщица должна будет нагнуться, чтобы поднять бумажку, и получится, что нарушил запрет из Торы: Пусть никто не властвует над братом своим с жестокостью!»

«Но этот запрет касается еврейского раба, а таких нет сейчас», — сказал ученик.

«Правда, — ответил рав, — но в Сефер ахинух (заповедь 356) сказано, что и сегодня человек должен помнить об этой заповеди, имея в виду бедняков. И не только их, но и членов своей семьи. И, если ты зашёл домой, когда пол ещё влажный, или вытираешь грязные руки чистым полотенцем, то тем самым утруждаешь свою мать и нарушаешь заповедь “делай” — уважение к матери и заповедь “не делай” — не властвуй над братом своим с жестокостью».

«И пропадете среди народов» (26:38)

В 1949 г. в Израиль прибыла большая алия из Йемена. Группа из нескольких десятков йеменских детей побывала на экскурсии в ешиве «Слободка». Йеменских детей отличали длинные пейсы, которые они называли симаним (знаки).

«Я разговаривал с ними, — рассказывает рав Ицхак Зильбер, — и решил объяснить, почему их пейсы называются симаним? Тора говорит: “И пропадете среди народов”, и Мидраш объясняет, что народ Израиля сравнивают с пропажей. Ведь если у пропажи есть опознавательные знаки, хозяин не откажется от неё и не потеряет надежды на ее возвращение! И именно по этой причине йеменские мудрецы определили наши пейсы как симаним (знаки): пока еврей не лишился своего еврейского облика, своих симаним, есть надежда, что Хозяин вернет его к Себе!»

«Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я — Г-сподь, Б-г их» (26:44)

По заведенному обычаю, когда царь проезжал через еврейский базар, евреи Сарагосы в его честь выносили по три свитка Торы из каждой из двенадцати синагог, благословляли царя в полный голос, и все отвечали «Амен». Однажды решили главы общины, что негоже каждый раз выносить на базар свитки Торы, а навстречу царю можно выходить и с пустыми футлярами.

Жил в Сарагосе один выкрест по имени Маркус, который сделал карьеру при дворе, став министром. Был Маркус человеком злым и вредным. Как-то царь проходил через еврейский базар, и все вышли ему навстречу с пустыми футлярами. Вечером сказал царь министрам и слугам: «Посмотрите, какой почёт оказывают евреи царю». Тут вмешался Маркус: «Знай, царь, что футляры — пусты, евреи в глубине души презирают тебя!» Услышав это, царь воспылал гневом. Отдал он приказ солдатам окружить еврейский базар и решил пройти там ещё раз утром. Если футляры окажутся пустыми, то солдаты убьют евреев, а квартал — сожгут.

Ночью шамаш (служка) одной из общин р. Эфраим Барух не мог заснуть. Приснился ему величавый и знатный человек — это был пророк Элияу, который сказал: «Что ты спишь? Вставай скорее, отправляйся в синагогу и вставь свитки Торы в пустые футляры!» Встал шамаш и сделал так, как приказал пророк Элияу, а потом вернулся спать. Точно такое же видение испытали шамаши всех двенадцати синагог.

Наступило утро 17 швата 5150 г. (1390 г.). Встал царь и отправился вместе с министрами и слугами к еврейскому базару. Рядом с ним находился и выкрест Маркус, а весь квартал был оцеплен солдатами. Вышли евреи, как обычно, со свитками Торы. Сказал царь: «Откройте-ка футляры и покажите мне свитки Торы Моисея, которыми вы благословляете!» Все испугались, а министры поспешили открыть футляры и увидели свитки, открытые на стихе из книги Ваикра: «Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их…». Царь был польщен и простил евреям трёхлетний налог. А Маркуса приказал повесить.


Оставить Комментарий