Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

05
Июн

Доброе имя — в жертву. Самоотверженное служение героев «Свитка Рут» под микроскопом исследования (лекция р. Йосефа Скляра на празднике Торы в День Независимости)

Рав Йосеф Скляр

Часть вторая

(окончание)

Отрадно отметить, что вышесказанное проливает свет на мотивацию «бегства» Элимелеха, которое теперь видится не только, как желание спасти свое достояние…

  Высвечивается еще одна причина ухода Элимелеха, и поэтому — «скупость» — не единственная. Чуть позже будет сказано, как, на наш взгляд, понимать «категоричность» гаона из Вильно.

 Заодно, предложим еще одну версию его ухода именно в Моав: 

Итак, Элимелех направляется  не в какую-нибудь другую страну, где тоже нет голода, а в Моав, и это – вопреки всякой логике, потому что народ, среди которого он ищет пристанище, «прославился» по отношению к евреям крайним негостеприимством, за что его мужчины не могут никогда пройти гиюр, и потом жениться на еврейках. 

Поэтому, согласно комментариям, объясняющим его уход с целью спасения имущества, ему логичнее было бы переждать голод, скажем, в Мицраиме  или в Эдоме, у которых, несмотря на злодеяния по отношению к нашему народу, возможность гиюра все же есть. Отсюда: выбор Моава – целенаправлен! Элимелех идет туда, куда направляют его особая, допущенная Свыше интуиция, тайное знание и Высшая избранность всей его семьи. Поэтому, уходит он тихо и незаметно, не привлекая к себе дополнительного внимания, наверное, не только потому, чтобы напоследок не поделиться с земляками, даже символически, хоть чем-нибудь. А с целью застраховаться от лишних вопросов и упреков, завистливых взглядов, угроз и проклятий, чтобы таким образом заложить успех своей, пока только ему известной, миссии в Моаве…

Интересно, что даже «Свиток Рут» как бы «подыгрывает» Элимелеху в этом желании и «скрывает» его имя, имена сыновей и жены и называет их лишь, когда они пришли в Моав…

Напрашивается предположение, что семья Элимелеха была хранительницей устного закона, дошедшего от Моше-рабейну, а именно: «Моавитянин и амонитянин не войдут в общество Исроэля, а моавитянка и амонитянка, ‒ да войдут!» ((Позже приведем доказательство этому предположению).

И даже больше этого: Элимелех не просто хотел обнародовать г̃алаху о законном праве моавитянки выйти замуж за еврея, а, движимый Волей Небес, пошел искать великолепную розу, выросшую среди терний, (еще одна причина его ухода!) подобно тому, как Элиэзер, также с помощью Свыше, нашел Ривку для еврейского народа, и чтобы эта особенная моавитянка стала прародительницей царского рода Машиаха.

 Слава Б-гу! – подтверждает это предположение «Меам лоэз», но прежде, чем сослаться на один из комментариев, приведенных в этом сборнике, оправдывающих уход Элимелеха в Моав, предлагаю размышления о нем и о его семье, а также о их наказании… тоже под другим углом зрения…

Тот факт, что «Свиток Рут» перечисляет «беглецов» по именам, как отмечают комментаторы, свидетельствует о их особой значимости, знатности, величии, деловых и моральных качествах. Писание называет их «эфратяне» и это еще раз подтверждает важность и избранность семьи Элимелеха, мужчины которой прямые потомки Йег̃уды – сына праотца Яакова, а Элимелех – сын Нахшона бен Аминадава, главы колена, который первым вошел, в море Суф… и оно разделилось перед евреями для спасения от египтян.

По пророческому благословению праотца Яакова из этого колена должен был быть избран Волей Небес самый достойный: основать царскую династию, последний царь в которой – царь Машиах. Сообщает мидраш «Рут Раба», что рабби Меир и рабби Йешуа бен Корха разъяснили суть имени «Элимелех», дословный перевод которого ‒ «Мой Б-г – царь». Согласно этому комментарию «Эли» можно прочесть как «Элай» (на меня, ко мне) придет «малхут» (царство). Дополняет «Меам лоэз», что Элимелех во всеуслышание неоднократно заявлял это своим современникам и землякам из Бейт-Лехема, в первую очередь. Комментаторы, разумеется, не оставили это высказывание без внимания, причем их мнения разделились: одни его осудили, другие увидели в этом заслугу Элимелеха; для нас же, в первую очередь, представляет интерес тот комментарий, который связывает «претензию» Элимелеха на царство с его уходом в Моав…

Свидетельствует «Меам лоэз»: «И есть комментарии (в книге «Мешив нефеш»), что взаправду намеревался Элимелех удостоиться царства, и всегда говорил: «… Ко мне придет царство», ‒ и так, как был выдающимся в своем поколении, увидел духовным зрением, что в будущем выйдет из него великая родословная царей: Давид, Хизкияг̃у, Машиах, и поэтому, страдая от испорченности поколений и судей в Эрец Исроэль, наказанных голодом, со всех ног припустился в Моав; может быть, достать ягоду (жемчужину) прекрасную, что в будущем должна выйти оттуда; и, находясь в провинциях, развратных в наготе, думал найти там женщину скромную, что окажется достойной происхождения от нее царской поросли…»

Сравнивая стих «Свитка Рут»: «…и пошел человек из Бейт – (дома) – Лехема в Йег̃уде», со стихом из книги «Шмот»: «…и пошел человек из дома Леви…», ‒ отмечает «Меам лоэз», что, как в результате выхода Амрама – родился Моше-рабейну, осветивший мир своим величием, так в результате выхода Элимелеха – взошло царство дома Давида.

Но, как известно, Элимелех не стал царем, не был избран Судьей, и сыновья его тоже не удостоились, тогда, как же понимать вышеупомянутое публичное заявление «ко мне придет царство»? Тем более, по свидетельству одного из комментариев «Меам лоэз», Элимелех не мог знать, что еще не время для еврейской царской династии. Пока не будет уплачено Эдому воцарением восьми царей, прежде Шауля – первого еврейского царя. В наказание, за произнесенные праотцом Яаковом слова, адресованные Эсаву: «…яавор на адони лифней авдо» (Пусть же пойдет господин мой впереди раба своего). Восемь раз произносят «господин мой» уста нашего праотца в главе «Ваишлах» (Рабейну Бехайя на «Ваишлах, 36:31»). И еще: первый еврейский царь должен был быть из потомков праматери Рахели, чтобы в счет ее заслуг противостоять Амалеку. Элимелех был не просто бен Тора, не просто талмид-хахам, а одним из выдающихся людей, в своем поколении, и сказать во всеуслышание о чем-нибудь беспредметном, нелогичном, пустом, ‒ значило для него уронить свой авторитет и главы поколения, и талмид хахама, и даже бен Тора… Тогда, что же имел в виду сын Нахшона бен Аминадава, (которого, кстати, именно он, руководствуясь Духом Святости, и назвал «Элимелехом»), высказываясь о царстве?! Очевидно, подразумевал великий еврей свою причастность к созданию царского рода в Исроэле и свою ответственность, за успех дела, возложенного на него Б-жественным выбором. Именно эта ответственность привела его в Моав!!! О том, что Элимелех своим уходом из Эрец Исроэль приступил к осуществлению Б-жественного плана создания царской династии, свидетельствует, как ни странно, его смерть! Практически все комментаторы говорят о ней, как о наказании за «бегство» из Бейт-Лехема и желание остаться в Моаве. Для того, чтобы предложить еще одну точку зрения на смерть Элимелеха, рассудим при каких обстоятельствах и по каким причинам человек оставляет мир живых на примерах из Танаха и Талмуда

… Итак, мы рассмотрели варианты, когда человеку или продлевают, или сокращают годы жизни. Возвратимся к Элимелеху и продолжим рассуждения о его смерти, но прежде еще раз вспомним заявление «И царство придет ко мне…», которое тот провозглашал, не таясь, во всеуслышание. Этим Элимелех, дядя Боаза, сбил с толку силы тьмы, которые препятствовали появлению рода Машиаха, так как, на царство был избран Боаз, и его избрание зашифровано в «Свитке Рут». Помогает нам это понять мидраш «Рут Раба» в комментарии Альшейха Г̃акадош на стих: «… а Нахшон породил Салму, а Салмон породил Боаза. («Свиток Рут» 4:20-21). Один и тот же человек назван «Свитком Рут» двумя именами שלמה, שלמון ‒ (Салма и Салмон) и разница в гематрии имен ‒ 51. (ה – 5, ו – 6, נ – 50). Малая гематрия (сумма составляющих цифр) равна ‒ 6 (50 + 6 − 5 = 51) и совпадает с малой гематрией словосочетания להצליח למלכות (преуспеет в царстве) – 699 (6). (Т.е. Салмон преуспеет в царстве). Добавляет Альшейх Г̃акадош, что до Салмона строили лестницы («суламот») для князей: Перец, Хецрон, Рам, Аминадав, Нахшон, а после него для царей, так как Боаз был его сыном…

Можно себе представить торжество сил тьмы, когда умер Элимелех, заявлявший о своем праве основать царский род Машиаха, и его сыновья – наследники заявления отца. Отмечает «Меам лоэз», что в то мгновение, когда «Писание» называет Элимелеха по имени, Мера Справедливого суда подписывает мужчинам его семьи смертельный приговор. Тогда получается, что все они были наказаны Небесами за бегство из Эрец Исроэль и желание остаться в Моаве, и это соответствует пункту II в вышерассмотренных случаях сокращения человеческой жизни. («сокращение жизни в наказание»). Именно так, и говорят почти все комментаторы «Свитка Рут».

Мы же попробуем рассмотреть смерть «беглецов» в соответствии с пунктом VI («когда человек в праведности своей завершает все предопределенное ему в этом мире»).

Элимелех прожил свою долгую праведную жизнь в Бейт-Лехеме, и когда он уходил в Моав, его племяннику Боазу было около 70 лет, а это значит, что согласно высказыванию о возрасте человека рабби Йег̃уды, сына Теймы, подошел Элимелех к «согбенности» (90 лет) или, как если бы (уже) умер и ушел, и исчез из мира (100 лет) (Пиркей авот, 5:24).

Итак, до ухода в Моав – Элимелех – праведник высшей пробы (цадик гамур), за плечами которого многие десятки лет истиной жизни по Торе, и если бы, было ему суждено в это время умереть в Эрец Исроэль, то похоронили бы его с почестями, как главу поколения («Меам лоэз») и, возможно, назвали бы среди тех, кто умерли безгрешными. Здесь, в родном Бейт-Лехеме ‒ вся его жизнь в красоте и величии, а туда‒ в Моав, только «пожить»… («…и пошел человек из Бейт-Лехема в Йег̃уде пожить в полях Моава…» ‒ так «Свиток Рут» говорит о цели его ухода на чужбину (1:1). Мальбим, комментируя этот стих, пишет: «Но все же он не намеревался осесть в Моаве, а хотел только пожить там (одно из значений глагола «лягур» наряду с обычным «жить») пока не пройдет гнев Всевышнего, да и пожить он хотел не в городе, а в полях, как временный жилец…

В этом «пожить» нет и не может быть того настоящего живого, радостного, что несет в себе Тора и земля Исроэля; и для Элемеха, в сравнении с годами его праведной жизни в родном Бейт-Лехеме, материализовалось лишь мгновением: «Меам лоэз» свидетельствует, что он умер почти сразу по приходу в Моав…

Многим позже, изучая главу «Корах», пришел к выводу, что Элимелех был гораздо старше, чем мне виделось прежде, и я решил добавить эти рассуждения о его возрасте:

«Корах, обладая глубокими знаниями Торы, мудростью, аналитичностью мышления, прекрасно понимал, что останется в проигрыше, если выступит против Моше-рабейну открыто в одиночку. Поэтому так искусно, умело и успешно собрал вокруг себя, скажем, сочувствующих, которые единомышленниками его так и не стали, но против вождей ‒ Моше и Аарона ‒ вместе с ним ‒ все же выступили. И это были не просто так, «люди с улицы», а мудрые и великие, о которых свидетельствует Тора, как о «главах общины, именитых мужах, представителях собрания» (נשיאי עדה קראי מועד אנשי שם)

Мидраш «Бемидбар Раба», и «Меам лоэз» отмечают, что, хотя и не называются их имена в главе «Корах», мудрецы объясняют, что это были главы колен, перечисленные в «Бемидбар» (1:5-16) (… אלה קרואי העדה נשיאי מטות ), которые удостоились принести жертвы от колен во время освящения Мишкана. Первый среди них ‒ Нахшон бен Аминадав из колена Йеуды. Он прославился тем, что, также первым, зашел в море Суф, когда мицрим, преследуя своих бывших рабов, приблизились к ним, чтобы силой оружия заставить их возвратиться в Мицраим.

Из двухсот пятидесяти сторонников Кораха эти двенадцать были самыми великими, и, как ни прискорбно, тоже погибли от Небесного огня, который сжег только их души. Поскольку Тора называет погибших ‒החטאים (г̃а-хатаим), согрешившими «против своих душ», то есть комментаторы, определившие их роковую ошибку, как неумышленное прегрешение. Более того, Нецив из Воложина считал их праведниками великими в Израиле, со страхом пред Небесами, которые с величайшим самопожертвованием осветили Имя, в огромной любви ко Всевышнему, через это служение, отразившее их бескорыстное желание приблизиться к Шехине.

Разумеется, Нахшон бен Аминадав был среди них звездой первой величины. Его смерть в Пустыне ‒ точка отсчета в определении возраста героев «Свитка Рут».

Князь колена Йеуды ‒ Нахшон ‒ шестое звено в цепи царского рода: Йеуда ‒ Перец ‒ Хецрон ‒ Рам ‒ Аминадав ‒ Нахшон. У него ‒ четверо сыновей: Элимелех, Салма, который станет седьмым звеном (отец Боаза), Тов (Плони Алмони), отец Нооми (его имя мне неизвестно). Трое из них, наверняка, рождены в Мицраиме; один, младший, допустим, был или зачат, или рожден в Пустыне, на первом году пребывания в ней. Они в составе детей двухсот пятидесяти сообщников Кораха не погибли вместе с отцами, и вероятнее всего их, как сирот, успешно воспитал Моше-рабейну. Возможно, это было очень важно для Учителя, потому что, таким образом он исправил самого себя, когда «просмотрел» изъян в воспитании Мекалеля, сына мицри-злодея, которого так неудачно вырастила его мать Шеломит бат Дибри.

На примере сыновей Кораха и Нахшона бен Аминадава, делаем вывод, что сироты мятежа Кораха выросли праведными евреями, без обиды и претензий к Моше-рабейну и Аарону коэну-г̃а-гадоль.

Сыновья Нахшона ‒ Элимелех и Тов ‒ удостоились долгих лет жизни. Они были моложе двадцати лет, когда Всевышний подписал приговор мужчинам Поколения Пустыни, так как  вошли в Эрец-Исроэль.  Они, наверняка, слышали напрямую от Моше-рабейну закон о «запрете мужчинам Моава и Амона проходить гиюр и жениться на еврейках», и также — разъяснение закона о дозволении гиюра для женщин этих народов во всех деталях и подробностях! (Запомним этот важный вывод).

В талмудическом трактате “Эрувин” описывается каким образом Моше-рабейну обучал народ Исроэля устной Торе:

“Первым к нему в шатер заходил его старший брат Аарон, и Моше передавал ему все услышанное от Всевышнего: заповедь и подробные разъяснения, как ее исполнять. Затем приходили сыновья Аарона — Элазар и Итамар, и Учитель повторял этот же фрагмент устной Торы для них. А Аарон садился рядом с братом и слушал еще раз. Потом наступала очередь старейшин, и им повторялось то же в присутствии Первосвященника и его сыновей. После этого Моше повторял этот же отрывок для всего народа. Получалось, что Аарон слышал его четыре раза, сыновья Первосвященника — три, а старейшины -два.

Моше-рабейну уходил, а его брат повторял заповедь для всего народа. Затем уходил Аарон, и народ обучали его сыновья, а после них — старейшины.

Таким образом, каждый еврей слышал изучаемый фрагмент, как минимум четыре раза. (Эрувин, 54б; Раши , Рамбам, Акдама ле-Перуш а-мишнает).

 И лишь после этого все евреи разбивались на небольшие группы или на пары (хавруты), чтобы вместе повторять и изучать услышанное от Моше (Рамбам, Акдама  ле-Перуш а-мишнает).

 Может быть, Элимелех учил закон о женщинах Моава и Амона в хавруте с Товом?

Ведь не “случайно” именно они удостоились такого удивительного долголетия! 

.

Со входом в Землю Обетованную начинается период правления Йеошуа бин Нуна ‒ (2488 г.). И сведения об Элимелехе и Тове находим в «Свитке Рут», который соотносится с правлением Боаза-судьи, как сказано: «… а было это в дни судьи Ивцана, как объяснили наши мудрецы: Ивцан – это Боаз» (Талмуд, Бава Батра, 91А) ‒ (2787 г.).

 Йеошуа и Боаза разделяют 299 лет. Добавим к этой цифре 39 лет странствий по Пустыне и годы жизни Элимелеха и Това до приговора мужчинам старше двадцати и моложе шестидесяти лет, то окажется, что Элимелех умер, возможно, в возрасте старше 350-и лет. (О каком наказании смертью может идти здесь речь?).

 Тов прожил больше, как минимум, на 10 лет.

Годы жизни Боаза, вероятнее всего, рожденного в Пустыне, могут быть рассчитаны следующим образом: 299 плюс неизвестное количество лет от его рождения до начала правления Йеошуа, плюс 6 лет, когда он был Судьей Исроэля. Таким образом, подтверждается одна из версий, что к моменту женитьбы на Рут, Боазу было больше 300 лет!» (И он тоже слышал “забытый” закон о женщинах Амона и Моава от самого Моше-рабейну!)

(Позже нашел рассчет лет жизни Боаза у Раши (“Книга Летописей 1” на стих “И Нахшон породил Салму, а Салма породил Боаза, 2:11).

 Отсюда, точно также, доказуемо долголетие Элимелеха, его сыновей и Плони Алмони — Това!

Отсюда, Элимелех прожил в Моаве отрезок ‒ равный времени их возвращения в Бейт-Лехем ‒ минус отрезок равный переходу семьи Элимелеха в Моав. А это очень ‒ очень мало! Поэтому логичнее было бы прочитать в «Свитке Рут» «и пошел человек из Бейт-Лехема в Йег̃уде «умереть» в полях Моава. Понятно, что так не могло быть написано… однако ни «пожить», ни «умереть» не высвечивают истинную цель бегства к враждебному племени того, кому, казалось бы, на роду было написано в дни голода направлять народ, поддерживать его материально и морально.

Слава Всевышнему! – пришло время подытожить все вышесказанное, и заявить во имя чего Элимелех, и его семья переселились в землю моавитян. Великий ефратянин увел своих праведных сыновей и жену тогда (в дни голода — голод — знамение — (одно из условий) прихода Машиаха) и туда (в Моав), когда и куда ему было открыто Свыше. В дни голода, как уже было отмечено, чтобы евреи сделали тшуву, а в Моав, потому что там зацвела великолепная роза, которой особой избранностью Небес суждено было стать праматерью еврейских царей…

 Добавим, что Элимелех приходит к чужому враждебному народу, сохранив свое огромное богатство, во всей своей красоте знатности и величии, именно в голодное и тяжелое для Исроэля время, чтобы бегство его в глазах моавитян было логичным и оправданным: богач спасает свое имущество, пусть даже ценой предательства. И кто знает, приди он к ним в годы достатка и изобилия, удалось бы его семье растопить лед недоверия, подозрительности, ненависти, враждебности, который веками формировался в отношении к избранному народу?! Поэтому тот, кто ведет себя согласно их (а не еврейской) морали, да к тому же богат и знатен, вызывает у них интерес и восхищение; да и Элимелех, как бы, подыгрывая им, перемещается с места на место, чтобы молва о нем, как можно быстрее, разнеслась по стране… и дошла до царского дворца. И то, что встречают семью ефратянина враги с распростертыми объятиями, свидетельствует, что его миссия в Моаве удалась, а значит, Элимелеху нет необходимости задерживаться в этом мире, так как главное, к чему он шел долгие годы своей праведной жизни, ‒ осуществилось… поэтому и «… умер Элимелех, муж Нооми» (1:3). 

А сейчас возвратимся к комментарию гаона из Вильно: 

«Единственная причина их ухода из Земли Исроэля — это скупость в отношении бедных (выделено мною — Й.С). И поэтому они ушли к моавитянам, которые также отличались скаредностью, как сказано (Дварим, 23:5): «За то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта». Хоть вначале они и были чужаками, и не совсем походили своей натурой на моавитян, но после того, как они туда прибыли, они стали подобны моавитянам». 

И уже говорилось, что у меня появилась потребность понять «почему мудрец из Вильно, не только поддерживает классические комментарии, но так категорично только им определяет «право на жизнь».

Бесспорно, что Гаону была известны авторитетные комментарии, по которым уход Элимелеха из Бейт-Лехема ставился ему в заслугу. Но он о них не говорит, а  предлагает традиционный — “единственная причина — скупость”.

Предполагаю, что великий мудрец из Вильно дает нам понять, что только эта “единственная причина” делает легитимным спуск Элимелеха в Моав! Только “ скупость” могут принять моавитяне в Элимелехе, “оправдывая “ в своих глазах его бегство из Исроэля в начале голода в Стране евреев!

Объясняют комментаторы, что «муж Нооми» свидетельствует о том, что беглец из Бейт-Лехема на чужбине утратил свое величие. 

Не оспаривая это, добавим, что Элимелех, в праведности своей завершивший жизненный путь, венцом которого стало создание царского рода Машиаха, согласно открытому ему Свыше Небесному Плану. Он выполнил свою важную начальную часть, а его жена – праведница была избранна, чтобы принять от него эстафету и завершить этот План; поэтому и говорится «муж Нооми».

«Меам лоэз» даже сообщает нам языческое имя младшей ‒ Гилит; а новое – Рут – по мнению комментаторов содержит пророческий намек, что ее правнук Давид «напоит» Всевышнего хвалебными песнями; что добавила 606 ‒ (ת – 400, ר – 200, ו – 6) к семи мицвот сыновей Ноаха, что был у нее страх и трепет перед Всевышним, и что видела духовным зрением слова свекрови. Добавим одно размышление, которое ‒ в подтверждение мнения, что сестры прошли гиюр до замужества: новое имя младшей ‒ Рут, как сказано, пророческое – содержательное и символическое! И так назвала ее, отнюдь ни Нооми, у границ Эрец Исроэль, когда «приняла» гиюр у невестки. Языческое имя старшей сестры, Орпы, – Арафа – (הרפע), а еврейское – Орпа – «ערפה» – одного и того же корня, что и слово ‒עורף , затылок. Оно тоже пророческое и наполнено смыслом и символами.

Имена им дали в бейт дине Элимелеха (он был еще жив по моей версии -( хидуш!!!) и сам давал им имена (руах а -кодеш)! И в них пророчески обозначено предназначение и той, и другой!  Считаю уместным здесь сказать, что автор «Свитка Рут» называет свою книгу именем прабабушки царя Давида не только, чтобы намекнуть этим на созвучие их имен, но, и чтобы подчеркнуть кошерность гиюра Рут и Орпы.

Итак, свои новые имена сестры-моавитянки получила при гиюре.  И они подтверждены бейт дином Элимелеха! Сделаем отступление.

Элимелех идет в Моав искать прародительницу Машиаха, зная, что ей нужно будет делать гиюр (одно из условий кошерного брака), потому что закон о женщинах Моава и Амона он слышал от Моше-рабейну! Поэтому, у него есть свой бейт дин: (как — никак, сын Нахшона, внук Аминадава — глава поколения!). Однако, некоторые авторитетные комментаторы говорят, что со смертью Элимелеха его бейт-дин «распался». Поэтому гиюр Рут и Орпы с двумя членами суда (к тому же, братьями) — бе диавад (с большой натяжкой, сомнительный, ненастоящий).

 В качестве возражения на это еще раз подчеркиваю: «Элимелех — очень ответственный человек («И царство придет ко мне»). Он уходит в Моав «не на прогулку», и не для того, чтобы спасти свое достояние, а с целью выявить прародительницу царя-Машиаха. Поэтому, он готов ко всяким неожиданностям (в том числе и к собственной смерти). Отсюда, его бейт-дин (который он возглавляет) укомплектован авторитетными евреями (допустимо даже в составе десяти человек), они идут в Моав вместе с ним.  И эфратянам еще «по карману» его содержать, пусть даже только для того, чтобы «принять гиюр у моавитянки, претендентки-прародительницы царя-Машиаха! Вполне допустимо, что Рут и Орпа (согласно того, что уже было о них сказано) именно в этот бейт-дин и обратились с желанием пройти гиюр. И речь о замужестве тогда еще не шла.  Махлон и Кильон женятся на них после кошерного гиюра.

И подтверждает эту догадку «Свиток Рут»:

Такой же тактики придерживается и Боаз, когда созывает десять судей, чтобы подтвердить кошерность Рут для брака с Товом (очень важно, что «не для себя» — объясняет Мальбим — иначе, будет недействительным)…

Свое доброе имя приносит без оглядки великий еврей в жертву. И в этом еще один важный аспект его уникального служения, истинность которого засвидетельствует царь-Машиах, которому путь к нам открыл Элимелех из Бейт Лехема!


Оставить Комментарий