Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

12
Окт

С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Берешит 5784

Рав Йосеф Скляр

Говорят мудрецы, что изучение Каббалы (тайная, скрытая часть Устной Торы) — одно из условий прихода Машиаха: » Машиах придёт тогда, когда весь еврейский народ, как праведники, так и самые обычные евреи, попробуют вкус скрытой Торы. А каким образом это может произойти? Только тогда, когда весь народ начнёт изучать тайное учение книги «Зоар» (Сияние) — первоисточника скрытой Торы. Эта книга раскрывает нам чудеса Торы на языке, понятном человеческому разуму. Это единение бесконечной мудрости Творца с ограниченным человеческим разумом. И это очень напоминает нам то, что произойдёт в период полного Освобождения, когда исполнится пророчество: «И познает земля Всевышнего». Весь еврейский народ будет мудрым и сможет изучать и понять все самые сокровенные тайны Торы. Мало этого! Весь мир тогда познает Всевышнего и будет служить ему! » (Ребе из Любавичей).

В основе нашей учебы Торы, (если Б-гу будет угодно) в наступившем году — книга «Зоар — Хок леИсроэль» с комментариями Бааль Сулама — рабби Йеуды Лейба аЛеви Ашлага (זצל).

Комментируя первое слово Торы «Берешит«, рабби Шимон бар Йохай приводит слова писания:

«Вложу Свои слова в твои уста», — и объясняет их :

Еврей должен стараться всеми силами заниматься Торой. Он должен трудиться и учить ее днем и ночью (выделено мною — Й.С), потому что Вс-вышний прислушивается к голосу тех, кто занимается Торой. Каждое новое слово в Торе, сказанное таким человеком, создает новый Небосвод (ракия).

«Что же считается новым словом Торы?», — спрашивает Бааль Сулам, — и отвечает:

Казалось, новый комментарий к Торе, никому прежде не известный (хидуш). Но в предисловии к «Зоар» дается иное определение этого понятия.
Хидушем называются слова Торы, которые сказаны во Имя Небес (лишма), даже если они уже были сказаны кем-то раньше!

Сделаем маленькое отступление. Я не случайно выделил «днем и ночью».

То есть Тору должны учить круглосуточно!

Появился вопрос:» А какое отношение имеет это заявление к Творению (маасе берешит)?

Состоялся ответ: К форме, в которой была создана Земля!

Как пример, привожу размышления рава Р. Куклина:

«Несомненно, евреи знали о том, что Земля имеет форму шара даже в те времена, когда народы мира считали по-другому. Существует множество свидетельств о том, что мудрецы обладали существенной информацией об окружающем мире. Эти знания Всевышний передал Моше на Синае как часть Устной Торы. А часть знаний об окружающем мире передавалась из поколения в поколение от Адама.

То, что Земля имеет форму шара, упоминается в Устной Торе в различных местах. Приведу некоторые из них: Вавилонский Талмуд, трактат «Авода Зара» (41а), Иерусалимский Талмуд, трактат «Авода Зара» (3:1). Мидраш «Бэмидбар Раба» (13:14). Все мудрецы, в том числе и те, кто жил задолго до открытия Америки, называют Землю Земным Шаром. А в книге «Иов» (26:7) написано, что Земной Шар не держится ни на чем, висит в пространстве.

Также в книге «Зоар» (Ваикра, 10а) сказано, что Земля имеет форму шара. Там приводятся дополнительные сведения о Земном шаре, которые не могли быть доступны исследованию в те времена. Сказано в Зоаре:

«Весь мир — круглый, как шар, есть люди с одной стороны, и есть с другой стороны (этого шара). И все эти люди различны своим видом, согласно тому климату, в котором они живут. Эти люди (на другой стороне Земного шара) стоят на ногах, как остальные люди. И поэтому есть место на Земле, в котором (в определенное время) светло, а в то же время для других людей (живущих на другой стороне Земного шара) темно, для этих день, а для других ночь. Есть также места (на Земном Шаре), в которых (в определенны период года) круглосуточный день… И эти знания (буквальный перевод: “эта тайна”) были переданы мудрецам».

Итак, форма Земли способствует изучению Торы круглосуточно, и это одно из условий существования мира!

Опять вопрос: » А с какого времени это условие вступило в силу? Понятно, что не с момента создания Земли. Может быть, с Авраама-авину, который учился и обучал? ( Но вряд ли, круглосуточно).
Тогда, — Яаков-авину, который 14 лет не спал в ешиве Шема и Эвера, постигая премудрости Тайного Учения?!

А что с остальными годами его жизни? Ведь у него не всегда была возможность учиться круглосуточно.

Может быть, с Поколения Пустыни? Или тогда, когда начали записывать устную Тору?

Пока не появился ответ на эти вопросы, сформировался важный вывод:

До того, как существование мира не стало зависеть от круглосуточного изучения Торы, он поддерживался лишь Милосердием Создателя при условии (ба тнай), что в определенное Свыше время начнется учеба Торы «и днем, и ночью».

Поделился с равом Ури С. этими размышлениями. Он сказал, что комментарии Раши на главу «Берешит» их не только подтверждают, но и отвечают на все вопросы о времени, когда вступает в силу условия существования Мира в зависимости от круглосуточной учебы Торы!

«… И был вечер, и было утро — день шестой (הששי — ашиши) (Берешит,1:31)

Комментирует Раши:

«Артиклевая частица «эй» (с числовым значением 5) прибавлена к слову «шиши» (шестой) в конце сотворения мира, чтобы сказать: «Вс-вышний предъявил им условие: (мир сотворен) с тем, чтобы (сыны) Исроэля приняли пять книг Торы (Танхума).

(Добавим: приняли с целью круглосуточного изучения (Й. С).)

Другое объяснение ( продолжает Раши):

Все находилось в состоянии неопределенности до (известного) шестого дня, до шестого дня месяца Сиван, уготованного для дарования Торы! (Шаббат, 88а).

Вспомним определение понятия «хидушей Тора» из книги «Зоар» ( в начале статьи), — и возблагодарим Вс-вышнего, за то, что удостоились их сказать!


Оставить Комментарий