Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

03
Ноя

С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Ваера 5784

рав Йосеф Скляр

Написано в главе «Ваера«: » И явил Себя ему Господь в Элоне-Мамре; а он сидел при входе в шатер в знойную (пору) дня.  И поднял он глаза свои в увидел: вот три мужа стоят над ним; и увидел и побежал им навстречу от входа шатрового, и поклонился он до земли  И сказал он: Господа мои! Если обрел я милость в твоих глазах, то не пройди мимо раба твоего.  Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом И я возьму ломоть хлеба, и подкрепите сердце ваше, затем (дальше) пойдете; ибо (прошу) потому, что вы проходили мимо раба вашего. И сказали они: Делай так, как ты говорил».  (Берешит, 18:1-5).

Как видим, праотец Авраам удостоился исполнения заповеди «гостеприимства». И это потому, что прежде, чем судить Сдом, Всевышний посылает ему возможность очиститься, заслужив любовь Свыше!

Объясняет книга «Зоар«, что это три ангела явились ему в виде трех бедных путников, которых он принял с почетом и накормил, И это потом спасло Лота, его родственника из Сдома, как написано: «И вспомнил Всевышний Авраама и выслал Лота, спас Лота из этого переворота».

И не сказано: вспомнил Лота и спас его, так как это была заслуга Авраама! И ему припомнили то добро, что он удостоился сделать для людей. Как сказано: цдака, добрые дела спасают от смерти. И потому Всевышний дал Аврааму заслугу, в которой он не нуждался, но именно она становится решающей (выделено мною — Й. С.) в судьбе Лота-племянника, «приговоренного» Небесным Судом к спасению из обреченного на уничтожение Сдома!

Я не случайно выделил слово «решающей«, чтобы подчеркнуть, что заслуга Авраама способствует утверждению приговора Небес в пользу Лота. Но она коронует доброе деяние самого «подсудимого» плюс добродетельность его сестры Сары, жены Авраама!

А именно:

Лот вместе с дедом Терахом и дядей Авраамом отправился в Эрец Канаан.

Он не остается с Терахом в Харане и продолжает следовать за Аврамом — сначала в Эрец Канаан, а потом спускается с ним в Мицраим. Здесь он с честью выходит из тяжелого испытания, промолчав, когда Сара сообщает Паро, что Аврам — ее брат.

Лот знает правду о сестре и ее муже и молчит, подавив свою очень сильную страсть к богатству, так как статус «брата» красавицы» сулит очевидную неизмеримую прибыль из казны Паро!

Всего четыре слова — «я — брат, он — муж», — убьют Авраама, щедрые подарки Паро достанутся ему, и он через сестру Сару породнится с царем Мицраима!

Уста Лота эти слова не произнесли!

И это его деяние (еще одна из версий) становится важной заслугой в спасении из Сдома.

А также, он с риском для жизни принимает у себя ангелов, приняв их за путников, и приглашает на ночлег в свой дом, разумеется, накормив…

Добавим сюда деяния его праведной сестры Сары. Без ее участия гостеприимство Авраама, вряд ли бы состоялось на высоком уровне:

 «И поспешил Авраам в шатер к Саре в сказал: Поторопись! Три меры муки, мелкого помола замеси и сделай хлебы» (Берешит,18:6). Понятно, что не только хлеб готовит Сара, но и другие яства этой трапезы!

Разумеется, наша праматерь ведет себя бескорыстно, не думая что их с Авраамом гостеприимство спасет ее брата от гибели в Сдоме, но отметим, что Лот был ей отнюдь не безразличен: она, как сообщает мидраш «Берешит раба«, отправляет слугу Авраама — Элиэзера проведать своего брата через какое-то время после того, как он поселился в городе с плохой репутацией!

И еще одно неизмеримо важное деяние Сары-имейну, которое имеет отношение к Лоту.

Сообщает мидраш «Берешит раба«:

«Поев», ангелы спросили у Авраама: «Где Сара, твоя жена?»

Конечно, ангелы знали, где была Сара, однако задали этот вопрос. Зачем? Чтобы лишний раз обратить внимание Авраама на скромность его жены, которая осталась в своем шатре, а не вышла из любопытства посмотреть на гостей. Тем самым она становилась еще дороже для своего мужа.

— Сара в шатре, — ответил Авраам.

— Знай же, — сказал ангел Михаэль, — что в награду за скромность она удостоится потомков, которые будут служить в Святом Храме в качестве священников.

— Потомков? Но у нее нет детей!

— Когда луч солнца коснется этой отметки на стене (то есть в определенный день), Сара забеременеет. А ровно через год, считая с сегодняшнего дня, она родит»

Добавим еще один важный вывод из скромности нашей праматери.

Есть две версии кто из ангелов — гостей Авраама, получил второе задание по спасению Лота:

Первая — Михаэль, сообщивший Аврааму, что Сара родит ему сына Ицхака. Заодно, он, как высший духовный покровитель Исроэля, спасает Лота, имеющего отношение к еврейскому царю Давиду и его потомку Машиаху!

Вторая — Рафаэль, излечивший Авраама от последствий брита, затем отправляется в Сдом с поручением спасти его племянника, от которого должен в будущем родится Машиах.

Однако, если бы Сара-имейну вышла к гостям Авраама, то второе задание ангелов потеряло бы смысл!

Не состоялся бы закон о женщинах народа Моава и Амона, которым разрешено пройти гиюр и выйти замуж за евреев, так как не в обычае женщин (на примере Сары-имейну) встречать мужчин хлебом и водой на пути при исходе из Мицраима…

Скромность праматери Сары «дает жизнь» важному для евреев закону о грядущем Машиахе.

И этот закон со всеми деталями и предписаниями получен от Моше-рабейну у Синая!

 


Оставить Комментарий