С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Кдошим 5784
Глава «Кдошим» содержит пятьдесят одну заповедь и начинается предписанием: «Будьте святы, ибо свят Я, Г-сподь, ваш Б-г». Содержащиеся в главе заповеди охватывают как обязанности человека перед Б-гом (запреты — поклоняться идолам, носить одежду из смеси шерсти и льна, есть плоды с дерева в течение первых трех лет его жизни, гадать и заниматься магией, предписания — соблюдать субботу и т.д.), так и обязанности человека перед человеком («бейн адам ле-хаверо» на иврите). Человек обязан почитать родителей, оставлять несжатым край поля и не подбирать колосьев, упавших на землю во время жатвы (ради бедняков), не красть и не лгать, не злословить и не сплетничать, не мстить и не питать ненависти, быть честным в мере, весе и емкости, судить о поступках другого человека, ища им позитивное, а не негативное объяснение, любить ближнего, как самого себя, отдавать плату наемному работнику до наступления ночи, помочь другому в опасной ситуации, если это в наших силах, уважительно относиться к старым людям. В главе это сформулировано так: «Перед сединой встань», и именно эту фразу вы увидите на табличках у передних сидений во всех израильских автобусах…
ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ТОРЕ ЗА ВРЕМЯ, ПОКА СТОИШЬ НА ОДНОЙ НОГЕ?
Вспомним широко известный эпизод из Талмуда о нееврее, который явился к Шамаю, одному из величайших мудрецов того времени, и заявил: «Я хочу знать, что представляет собой ваша вера. Расскажи мне о Торе, пока я стою на одной ноге». Шамай оттолкнул посетителя строительной рейкой и прогнал его (строительной рейкой, что значило — прежде чем построить здание, делают замеры и чертят план. А ты хочешь, чтобы огромное здание Учения было возведено, пока ты стоишь на одной ноге?!). Тогда этот человек отправился к Гилелю, другому мудрецу, равному Шамаю в мудрости, и задал тот же вопрос. Гилель ответил: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Остальное — детали. А теперь иди и учись».
Так мудрец Гилель сформулировал основу Торы. Сказанное им действительно покрывает собой все заповеди из области «бейн адам ле-хаверо» (между человеком и человеком). Никому ведь не хочется, чтобы его ударили, обокрали, обидели словом, обманули в цене, оставили без помощи в трудный момент, сочли виноватым в том, в чем он не виноват, и так далее.
Это понятно.Непонятно другое: почему эта формулировка ничего не говорит об отношениях между человеком и Творцом? Они ведь не менее важны, чем отношения между людьми! Не говоря уже о том, что заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Творцу, даже количественно больше. Как слова Гилеля соотносятся с этой стороной наших обязанностей? Дело в том, что слова мудреца помогают человеку встать на путь служения Б-гу. Тот, кто способен избавиться от собственного эгоцентризма и начать думать не только о себе, но и о благе других, сможет впоследствии подчинить свои желания и посвятить их Творцу. Ведь всем нам мешает ровно одно и то же — нежелание лишиться собственных удобств, неготовность отказаться от собственных желаний.
Вы скажете, что, судя по тому, что нам случается, увы, наблюдать в жизни, это не совсем так. Люди, которые иногда, не дай Б-г, могут и обмануть в цене, и сказать неправду или проявить нечуткость, вполне справляются с надеванием тфилин и соблюдением субботы. Получается, что недостаточно хорошее отношение к другим людям не лишает их способности служить Творцу. И наоборот, среди людей, нарушающих все заповеди по отношению к Творцу, так называемых светских людей, немало добрых, щедрых и сострадательных.
Верно. Это очевидные вещи, и отрицать их не приходится. Остается только с ними разобраться. Есть определенное число людей, исполняющих заповеди «бейн адам ла-Маком» (между человеком и Б-гом), но не соблюдающих повеления, касающиеся межчеловеческих отношений. Прежде всего надо заметить, что просто «не соблюдающих» здесь не подходит. Может быть, иногда не соблюдающих, может быть, в чем-то не соблюдающих, может быть, не безупречных в этом соблюдении. Трудно представить себе человека, который соблюдает субботу и хотя бы не отделяет от своих доходов доли для бедных.
При этом такой человек живет «по привычке». С малых лет он был приучен молиться, соблюдать Шаббат и надевать тфиллин. При этом его не научили должным образом воздерживаться от нелицеприятных разговоров о ближнем, помогать другим людям и т. д. Ведь тот, кто по-настоящему служит Творцу, будет жить полноценной жизнью, соблюдая как заповеди, относящиеся к Б-гу, так и заповеди, относящиеся к отношениям с другими людьми. Сложно представить себе религиозного еврея, который соблюдает шаббат и кашрут на уровне самого Хафец-Хаима, однако игнорирует слова Торы, когда дело касается межчеловеческих отношений…
С другой стороны, есть добрые и чуткие люди, которые не исполняют заповеди между человеком и Б-гом. Эти люди, к сожалению, не знают о Всевышнем и своих обязанностях по отношению к Нему. Правила поведения перешли к ним по наследству, как правило, из поколений, которые соблюдали и то, но вот вторую часть — правила служения Творцу — они не получили. Вне всякого сомнения, когда такие люди узнают о Б-ге, они смогут достичь очень высокого духовного уровня.
Следует заметить, что достичь вершин в человеколюбии невозможно, не опираясь на серьезную основу и на осознанное намерение. Между поведением чисто эмоциональным и сознательным есть большая разница. Только сознательное поведение дает нам возможность двигаться от уровня к уровню. Почувствовать другого человека, как самого себя, и его боль, как свою собственную, невозможно без четко определенной и поставленной перед собой задачи и без работы над собой. Эту задачу в виде множества разнообразных заповедей и ставит перед нами Тора. И только сердце, свободное от эгоизма, может служить со всей полнотой и Творцу.
Наш праотец Авраам поручил своему слуге Элиэзеру найти невесту для Ицхака, сына Авраама. Элиэзер нашел. Это была Ривка. Элиэзер вез для невесты разные подарки. Что же он подарил Ривке от имени жениха? Он надел ей на руку два золотых браслета, соединенных между собой. Каждый из них был весом в пять золотых монет. Эти браслеты должны были подсказать Ривке, в какой дом и в какую жизнь она войдет. Каким образом? Два браслета символизировали две скрижали, полученные Моше на горе Синай. Вес каждого браслета намекал на пять заповедей, начертанных на каждой из скрижалей, — всего, как вы знаете, Десять речений. Пять из них-касаются отношений между человеком и человеком, и пять — отношений между человеком и Творцом. И представляют они собой одно целое, как два подаренных Элиэзером соединенных браслета.